Пищевая цепь – тема для игр не новая, но громких имен здесь немного: широкой публике знакомы разве что Spore, flow и Viva Pinata. Но во всех этих играх важно было не столько выживание, сколько развитие, путь к вершине этой самой цепи. PS3-эксклюзивная Tokyo Jungle предлагает взглянуть на проблему с другой стороны: ты – конкретное звено экологической пирамиды в постоянно ухудшающихся условиях живущего по законам джунглей мегаполиса. Твоя цель – выжить.
Достаточно один раз увидеть Tokyo Jungle, чтобы понять о ней всё. Когда на глазах маленькой собачки в модных сапожках динозавры выбивают из канализации прайд львов, а гигантский кролик держит в страхе единственный проход к пригородам, как-то само собой приходит осознание, что игра не просто пришла к нам из Японии, а является представителем радикального движения WTF, Japan?!, и интересна как минимум градусом безумия, подчас опасного для разума. Что ж, начнем разбираться.
Закат цивилизации в Токио показан весьма оригинальный: люди таинственным образом исчезли и город оказался во власти десятков видов животных. Одичали домашние собачки и кошечки, вырвались из зоопарков крокодилы и львы, откуда-то даже вылупились динозавры, и всё это образовало причудливую экосистему на разрушающихся улицах мегаполиса. Причины катастрофы можно узнать из газет и записок, оставшихся в мире после людей, но это исключительно дань уважения цивилизации, которой больше нет места здесь. Любого представителя новой экосистемы игрок может взять под свой контроль, но разумеется, с самого начала выбрать могучую львицу не получится, и начинать игру со смертью предстоит с низшего звена: маленький песик-шпиц и японский олень.
У животного есть четыре параметра: здоровье, энергия, сытость и уровень заражения. Со здоровьем всё понятно, энергия важна для драк и со временем восстанавливается, а следующие два параметра – главная проблема выживания. Питаться надо постоянно, притом чистой пищей, и притом не оказываясь под воздействием химических осадков и туманов. Если параметр достигнет критической отметки – начнет убывать здоровье и придется принимать срочные меры: например, использовать предмет из инвентаря. Люди оставили после себя множество полезных вещей: пакетики корма, лекарства и бутылки с чистой водой мгновенно повышают показатели до безопасного уровня. Самый мощный предмет — глянцевый журнал — полностью восстанавливает все параметры животного и исчезает из инвентаря. Прошу, ничего не спрашивайте!
При одинаковых потребностях, травоядное животное выживает совсем не так, как хищное. Даже маленьким хищником быть нетрудно: достаточно искать жертву сопоставимого с собой размера и атаковать из ближайших зарослей. А вот маленький олень в джунглях Токио превращается в Солид Снейка: аккуратно подходить к каждой красной точке на радаре, ждать в зарослях, пока она отвернется, и быстро пробегать в направлении ближайших съедобных кустов. И какой же японский стелс без ящиков! Олень мужественно залезает под перевернутый мусорный контейнер и становится абсолютно невидимым для хищников, не теряя способности перемещаться. И ладно еще олень, а вот когда петух бесшумно тащит на себе полутораметровый металлический контейнер, чувство WTF?! приходится подавлять всеми способами: жизнь травоядного в джунглях требует максимальной концентрации. Еды вокруг много, но и для большинства окружающих животных ты – еда. Даже скорость и умение совершать двойные прыжки не спасет от выскочившего из засады дикого кота. Спасти от такого может только стая. Да, начинает животное в одиночестве, но уже во втором поколении игрок получает под контроль весь выводок.
Но для размножения нужны самки, и дело это, конечно, очень важное: во-первых, вышеупомянутая стая, во-вторых, животное стареет и слабеет, а в-третьих, каждое новое поколение сильнее прошлого. Искать самку – дело тонкое, но у нас не руководство, а рецензия, потому ограничимся тем, что постельные сцены в игре выглядят как в GTA San Andreas: самец занимает позицию, экран темнеет и слышится радостный вой. И появляются от двух до пяти щенков.
Процесс выживания у маленьких животных редко длится дольше 60 лет: хищники становятся крупнее, еды на улицах всё меньше, и для попадания на вершину таблиц рекордов надо играть кем-то покрупнее. Большую часть животных предстоит получать чисто японским способом: в процессе выживания найти в городе вожака и убить его. За один сеанс игры в городе спавнится один вожак, но и его достать зачастую очень непросто, стая будет охранять его. Некоторые животные доступны только за деньги, времена такие. А небольшую часть предстоит открывать в режиме сюжета.
Сюжет – странный режим. Сначала доступно лишь обучение, а первый и последующий эпизоды надо открывать, собирая дневники в режиме выживания. Эпизоды очень разные: вот зарисовка из жизни домашней собачки, вот дворовый пес решает проблемы с местной мафией тоса-ину, вот олененок ищет маму по запаху в землях диких кабанов, а вот – полное японское безумие в финале, которое трудно описать. Диалоги, скриптовые сценки, даже чекпоинты в случае провала – сюжетный режим сам по себе выглядит очень достойно. Но зачем заставлять возвращаться в монотонное получасовое выживание ради новой десятиминутной порции истории – совершенно непонятно.
Планировка Токио в игре напоминает не город, а слоновью тропу. Районы связаны в цепочку, и пройти от одного края карты в другой можно ровно двумя путями: по земле и под ней, через канализацию. Вертикальный срез мегаполиса в игре куда интереснее: небольшие подземные тоннели, навесы магазинов, длинные грузовики – почти всегда есть способ избежать ненужных встреч. Но если первый десяток раз это интересно, то после даже новые виды животных не спасают от смертельной скуки. Главной мотивацией становится выполнение мини-заданий (например, съесть 3000 калорий за пять лет) и открытие новых шапочек, сапожек и прочих совершенно ненужных животному, но необходимых скучающему игроку. Как и случайные события на карте, вроде вышеупомянутого гигантского кролика.
Tokyo Jungle воспринималась бы совсем по-другому на портативных системах: партия выживания как раз укладывается в часовую поездку или в обеденный перерыв. Но есть еще одна важная деталь: локальный кооператив. Когда играешь тигром, а твой друг управляет цыпленком, безумие игры достигает высшей точки. Конечно, еду и самок придется делить пополам, но появится законный чит в виде капсул воскрешения, позволяющих вернуть к жизни падшего товарища. Крики вроде "ты не получишь эту самку, мне еще надо успеть поесть в этом году!" — сами понимаете, делают процесс предельно эпичным. Не знаю, сколько времени игра будет интересной в совместном режиме, но такого кооператива точно нет больше нигде.
Такое впечатление, что студия-разработчик создавала Tokyo Jungle с копеечным бюджетом для внутреннего рынка Японии, но когда почти всё было готово, Sony внезапно решили облагородить проект и отправить его на запад. Красивые и аккуратные меню, эффектные скриптовые постановки в сюжете и красивые погодные эффекты сочетаются с деревянной анимацией и моделями уровня даже не PS2, а PSP. Tokyo Jungle сложно рекомендовать как игру, но это по-настоящему уникальный опыт. Если у вас есть партнер, готовый разделить тяготы жизни в городских джунглях — предложите ему билет в разрушенный Токио. Это путешествие, пусть и короткое, вам запомнится надолго.