Господа и дамы, занимаем места в атриуме. Еще один звонок – и наш спектакль начнется. Хрустите попкорном, шуршите фольгой, предвкушая кровавую баню по версии Digital Extremes. А мы пока развлечем вас передачей «Ночь с Эстакадо-Гордоном». Бедный парнишка с немытыми и нечесаными патлами поведает вам страшно слезливые истории из своей жизни. Притворитесь доморощенными аналитиками, чтобы привязать полученные знания к основному сюжету. Монологи персонажа не утруждают вас классической драмой. Это просто нарезка из семейного альбома и личных дневников постпубертатного периода. Смотрите на одинокого гангстера, оседлавшего видавший виды стул, старайтесь утерпеть и не нажать «пробел» раньше времени. Иначе, чего доброго, пропустите очередную дозу душеспасительных историй. Если вы искренне верите, что фрик-шоу Darkness II рождено для бодрого сюжета, то советую найти отдельного тренера для улучшения восприятия реальности. Darkness II – бодрая мясорубка с забавными героями, не более того.
Для незнакомых с первоисточниками поясняю. Игровая дилогия Darkness основана на одноименном комиксе компании Top Cow. Графические новеллы, в свою очередь, аккуратно выползли из утробы Witchblade. За пятнадцать лет существования истории о Тьме обрели достаточную популярность. В честь Джеки Эстакадо и его монструозных тентаклей была сооружена игра по мотивам. Аккуратный шутер от талантливой студии Starbreese не зацепил целевую аудиторию, несмотря на всю свою прилежность. Эстеты порадовались серьезному экшену в декорациях декаданса. Обилие возможностей и прекрасная механика по какой-то причине не помогли игре достичь вершины. Спустя 5 лет после оригинала, вселенная Darkness получила второй шанс запомниться геймерам. На этот раз проект запилила колхозная студия Digital Extremes, у которой отлично получалось расстраивать игроков на протяжении долгих лет существования. И сейчас издатель решил не обделять обладателей персональных систем, мимо которых первая часть пролетела шальным дарклингом. После стандартного набора анонс-новости разработчик выстрелил демо-версией и попал точно в цель. Брутальные и быстрые первые уровни пролетались в мгновение ока. После удачного зачина грех было не продолжить в ритме угарного танца с оружием наперевес. Но тут одна деталь механизма дала трещину. Имя этой злосчастной детали – сюжет.
Джеки Эстакадо, фамилиар Тьмы, после событий первой части удачно приземлился на трон главы мафиозного семейства Франчетти. Предпосылок к тому было достаточно, и невиданная сила внутри юноши – только одна из них. Правда, Джеки не удалось удержать свою девушку в мире живых. Дженни умерла, но в покое главного героя не оставила. И, вместо того, чтобы развлекаться с юными дамочками, герой упорно отыгрывает роль вдовца. Свечки ставит, в миражах встречает свою сердечную подругу. Мучается, одним словом, бедолага. Но если бы список его неприятностей заканчивался на возлюбленной, мы бы получили только огрызок унылой мелодрамы по заказу BBC. В один прекрасный момент на Джеки объявляют охоту плохие парни из Братства. Поступают эти ребята не слишком красиво – по ресторанам ходят, громят все на своем пути, свинствуют с воинственными взглядами. В общем, подлежат наказанию. Сам Джеки далеко не мямля, и вполне может отстоять собственную тушку. Но Тьма, скрытая внутри него, раз за разом вырывается наружу, оставляя от недоброжелателей только плохо сохранившиеся джибзы. Друзья и коллеги объективно воспринимают реальность – потусторонняя сила кажется им не лишней, когда разговор идет в деловом ключе. Но в личных беседах некоторые откровенно не доверяют Джеки. Достаточно подслушать своих «шестерок», чтобы понять суть вопроса.
Разработчики съели добрую тонну собак на выстраивании человеческих отношений. Почти каждый персонаж имеет свою точку зрения. Но более всего интересны противоречия между самим Джеки и Тьмой. Сверхъестественная сущность явно скрывает что-то важное и побаивается Джеки. Но с другой стороны, она ему всесторонне доверяет. Именно эта линия считается в сюжете ключевой. Остальное сделано спустя рукава. Почти всю игру мы тратим на поиск и ликвидацию безликих злодеев из Братства. И, к вящему сожалению, они вызывают исключительно жалость. Сколько бы антагонисты не издевались над Джеки, нам сугубо плевать на их претензии на лидерство. Вялый хромоножка, стоящий во главе преступной группировки, вообще пытается все свести к унылой морали. Нет среди них сильной личности и общей линии партии. «Мы захватим Тьму и все будет зашибись» - в качестве лейтмотива к действиям. В качестве обязательной слезодавилки мы наблюдаем элементы с Дженни, зазнобой главного героя. Она регулярно возвращается с того света в видения главного героя, выступая в качестве Беатриче нового поколения. Разработчики уделили много внимания беседам и монологам. В итоге «мирные» эпизоды разбавляют историю до густоты молочного супа. В условиях завернутого сюжета и неоднозначных решений такой подход бы окупался без проблем. Но в Darkness II пара диалогов могут убить интригу еще в середине игры. Достаточно лишь внимательно наблюдать за происходящим в больнице и полностью выслушать безумного Джонни. Остальное додумывается моментально и лишь подтверждается на практике.
Но рано или поздно в руки дают оружие. Тогда вывихнутая челюсть быстро возвращается на место. Боевая часть предлагает нам такое обилие возможностей, что ими грех не пользоваться. Стандартное оружие мало чем отличается от аналогов из других шутеров. И слава богу. Расстреливать врагов из двух SMG не надоедает никогда. Куда больший интерес представляют наши демонические щупальца со змеиными мордами. Правый демонический хобот отвечает за нанесение прямого дамага по оказавшимся поблизости противникам. Рекомендуются к употреблению против бойцов на короткой дистанции и носителей щитов-дверей. С ее помощью мы также перерубаем ненужные провода и разбиваем преграды на своем пути. Левая змейка действует куда интереснее. С ее помощью мы можем поднять любой предмет в определенном радиусе. Подбросить вражескую винтовку? Не вопрос. Отломить дверцу микроавтобуса и использовать в качестве щита? Хорошо, хозяин. При желании любой предмет можно швырнуть в зазевавшегося врага. Металлический прут пробьет оппонента насквозь, табуретка оглушит несчастного, а с помощью той же двери мы разрубим противника на две равно значимые половинки. Оглушенного или израненного бойца мы можем схватить левой змеей и применить садистскую казнь. Змейка резвится с обескураженной жертвой, а мы получаем ценные очки опыта и бонус. Например, лишние патроны. Хотя, в этой игре боеприпасы лишними не бывают. Дефицит особенно остро ощущается на последних этапах, когда враги отъедают морды и наряжаются в уберкостюмы.
Товарищи с горящими глазами не могут доставить никаких неудобств на первых этапах игры. Косые и глупые, они рвутся под наши пули/тентакли, оставляя повсюду кровавые росписи. Гуманоиды рвутся в считанные секунды. Единственное неудобство создает свет, который Тьма органически не переваривает. Лампочки Ильича – наши главные противники на протяжении всей игры. Посветит одна такая – и наши змейки шипят, словно попали на раскаленную сковороду, а глаза атакует проклятая монохромность. На свету Джеки превращается в удобную мишень. Единственный выход – пострелять в округе все источники света и генераторы. Со временем враги осознают слабость героя. Тогда на сцену выходят ребята с мощными прожекторами и играют с нами в Alan Wake. Бестиарий разнообразят фанатики с энергетическими хлыстами. Одним ударом такой активист вырывает из наших рук оружие и отбрасывает его на несколько метров. «Обычные» солдаты тоже не постесняются кинуть под ноги световую гранату или припарковать машину с включенными фарами. Щитоносцам наши пули нипочем, а «флэши» постоянно телепортируются из одной точки в другую, стремясь засадить пару пуль в могучую спину Джеки. Диснейленд начинается, когда все типы этих солдат выходят на поле боя в одно и то же время. Индиана Джонс выхватит пару «дезертов», а человек-фонарь займется испепелением демонической сущности. В такие минуты Darkness II становится шедевром. Дух Великого Аркадного Шутера поражает наши нервные окончания, глаза наливаются кровью и устранение вражеской живой силы становится искусством. Отправиться к праотцам в этой игре проще простого, поэтому весь арсенал используется на полную катушку.
Чтобы выжить, мы должны совершенствовать возможности. Благо, местная ролевая система позволяет развернуться. Все умения однозначно пригождаются, но на высоких уровнях сложности стоит обратить внимание на ветку поедания сердец и демонической брони. Съедая органы, Джеки постоянно поддерживает себя в тонусе. А в конце ветки нас ждут удивительные черные дыры, устраивающие оппонентам экстерминатус на счет «раз». Они появляются у некоторых поверженных врагов вместо сердец и используются в качестве сверхмощной гранаты. Демоническая броня работает только в темноте, но нам оно и нужно. Облик Джеки преображается, а здоровье становится куда крепче. Активные навыки, усиленная стрельба и рой из непонятной субстанции, облегчают жизнь против боссов. Кроме того, есть специальная ветка для любителей кидаться всяким мусором. Прокачивая ее, Джеки сможет закидывать подручного дарклинга на шеи врагам или взрывать спрятавшихся злодеев ближайшим стулом. Если не пропускать реликвии и изысканно добивать противников, очков тьмы хватит с лихвой, чтобы вырастить универсала. Реликвии, которые иногда встречаются на уровне, носят исключительно коллекционный характер. В особняке Джеки есть специальная комната, где их можно просмотреть. Подробнее прочитать можно в соответствующем разделе игрового меню. В описания реликвий разработчики вложили угарный бред, граничащий с неполиткорректностью. Закадровый голос с удовольствием расскажет нам о высохшей голове Папы Римского или крайней плоти Христа. Истинное безумие или климакс престарелой студии – решать каждому игроку лично. Вообще, в Darkness II девелоперы постарались добавить не одну щепотку юмора, основным поставщиком которого является наш подручный дарклинг.
За графическое оформление стоит сказать «спасибо». Комиксная стилистика, cel-shading и повсеместная постеризация способны скрасить любые технические огрехи движка. Особое внимание разработчики обратили на мелкие детали. Вплоть до кровавых жилок в глазах героев. Все действо смотрится максимально живым. Но и тут есть свое «но». Всю игру мы поводим в одних и тех же пейзажах. Словно Соник, которого запустили по бесконечному индустриальному миру. Джеки может оказаться где угодно, но везде он встретит одно и то же нагромождение из досок и труб. Учитывая, что действие экшен-части почти полностью происходит после заката, однообразие начинает приедаться уже на четвертом часу игры. Даже на классические скриптовые запилы разработчики поскупились. В итоге нам не важно – на кладбище стрелять или в борделе. Какая разница? Отдельное разочарование – последний уровень. Безвкусные враги и декорации вызывают скуку. Отдельного плевка заслуживает оружие этого этапа. Это не Гигер, не ловкий дизайнерский ход. Китайские поделки с ужасающими звуковыми эффектами. Психоделический эффект, который разработчики пытаются привить несколько ранее, остается за бортом истории. О финале истории можно было догадаться за пару часов до этого. Поэтому, вау-эффект спущен в гальюн.
Режим «Вендетта», на который разработчики возлагали надежды, произвел двоякое впечатление. На выбор нам предлагаю четырех героев, не связанных с основной кампанией. Выбрав одного из них, мы проходим цепь малоинтересных уровней в кооперативе или одиночном режиме. Основная ценность режима – шесть спрятанных реликвий и разные способности персонажей. Мой выбор пал на Шошанну. Милая дама с еврейскими корнями в стремлении к уничтожению тварей напоминает свою тезку из «Бесславных ублюдков». Но истребление противников надоедает почти сразу. Возможностей Джеки у героев «Вендетты» нет, поэтому боевая часть не способна вызвать угара одиночной кампании. В итоге, Darkness II – до боли неоднозначная игра. Как бы ни хотелось вознести ее к звездам, возложить лавровый венок и поклоняться, словно идолу, разум нас останавливает. Минусов не так много, но они серьезно отравляют жизнь. Сделать вменяемый сюжет, нормального главгада, уделить уровням внимание – любовь масс была бы обеспечена. А так перед нами предстает очередной шутер с интересной механикой и парой увлекательных моментов.
Специально для Gamer.Ru