Сколько можно вспомнить игр с нестандартными способами взаимодействия с виртуальным миром? Например, игры Питера Молине: Black & White и Dungeon keeper, в которых у нас был не просто курсор мыши, а настоящая рука. И мы властной дланью поднимали подданных, тыкали их как провинившихся котят в те углы, где требуется работа или укрепление обороны, даже снисходили до помощи по доставке ресурсов. Безусловно - интересная механика. Или в Penumbra - хотя руки как таковой нет (с видом от первого лица смотрится несколько сюрреалистично висящий в воздухе кусок трубы без видимой опоры или захвата), однако физика и прочие детали проработки рождали как раз интересный метод решения загадок и действий с объектами игры.
Тем не менее в вышеназванных проектах сложности бывали с тем, чтобы доставить куда нужно вещь или развернуть обломок сложной формы, протиснуть в узкий проход. Взять вещь в руку не было проблемой. Surgeon Simulator бросает вызов уже на стадии захвата вещи. А уж чтобы ей ещё что-то сделать...
Как появился этот проект? Или история болезни.
Выросла игра из концепта, созданного на последнем Global Game Jam. Наверняка многие не в курсе, что это такое и из чего этот джем сделан (я и сам о нём узнал благодаря этой игре), так что расширим кругозор вместе. Первый Global Game Jam был организован в 2009 году под эгидой International Game Developers Association (Ассоциация разработчиков компьютерных игр). Ирония в том, что даже далеко не все разработчики знают о существовании GGJ
Суть этого мероприятия сводится к сбору договорившихся команд творческих людей, заинтересованных в разработке игр, чтобы поделиться опытом, разобрать проблемы игропрома с нестандартного ракурса. В общем - импровизированный мозговой штурм, после которого рождаются самые необычные, самые нетривиальные решения.
Итак, организуются команды, подают заявки, и, в назначенный день и час, собираются вместе. Обсуждение проводится в том числе по интернету, так что большая масса народу не потребует аренды каких-либо залов. Организаторы озвучивают посвященную данному GGJ тему, и вокруг неё команды начинают бурную деятельность. Котелки людей варят и варят, чтобы затем за 48 часов — именно столько длится GGJ — расхлебать заварившуюся кашу, в смысле создать рабочий игровой билд. Первый GGJ собрал около 1500 участников, которые за двое суток выдумали 370 игровых концептов. Через год участников стало уже больше 4000 и придумали они около 900 проектов. Далее разрослись до 6500 разработчиков и 1500 проектов, а в 2011-м их записали в Книгу рекордов Гиннесса, так как было более 10 000 специалистов, которые разродились впечатляющими полутора тысячами идей.
Да, за 48 часов полноценной игры не будет, но рабочий прототип, отражающий идею команды - запросто. И затем его можно допилить и отшлифовать и выложить, скажем, в Steam. Именно так родился Surgeon Simulator.
Рассмотрим ближе пациента
Перед нами главное меню игры, которое интерактивно, так что можно сказать игра уже началась. Обучающий режим прямо в стартовом меню! Удобно. Нужно освоиться с управлением, которое в принципе логично: мышью двигаем кисть руки, а расположенные на клавиатуре пальцы будут отвечать за соответствующие пальцы виртуальной руки (большой - на пробеле, а латинские A, W, Е, R - от мизинца до указательного). Но какие странные и чем-то сюрреалистичные ощущения при этом. Наверное так проходит реабилитация: заново учимся управлять тем, что вроде бы просто и понятно. Уже за такой любопытный опыт игре можно ставить бонусный балл.
Итак, неуклюже, но крайне весело ругаясь и раскидав все предметы со стола, осматриваемся. Вот и более простое по форме взаимодействия меню, оформленное в виде блокнота с нарисованными фломастером обозначениями. Там-то можно настроить игру, включить режим левши, переделать управление, посмотреть достижения-ачивки (есть среди них и такой, для любителей прижимать к ладони все пальцы, кроме среднего). Есть раздел экспериментальных фишек - управление с помощью джойстика и игра в шлеме виртуальной реальности Oculus Rift. А ещё правее блокнота вы можете увидеть видеокассету с наклейкой Team Fotress 2 - это бонусный уровень, обыгрывающий эпизод из Meet the Medic. Для запуска надо схватить и вставить кассету в видеомагнитофон (надеюсь ретро-обзор такого устройства здесь устраивать ещё не нужно?). Остальные уровни игры простым тычком пальца в блокнот запускаются.
И вот представьте себе, как вы сейчас освоились с этой ручкой? И перед вами - операционный стол. Вам заботливо уже вскрыли тело, но вам доверено устранение рёбер, прочих органов с тем, чтобы добраться до больного, негодного сердца. Кое-как поломав все рёбра, разметав выскальзывающие из руки органы по всей операционной, открыв коробочку с хорошим сердечком (наверняка уколовшись при этом об шприц и словив теперь волну глюков), окидываем критическим взором пустующую грудную и брюшную полость, шмякаем туда орган. Хм... надо левее. Изящно подталкиваем пальчиком... Ура! Трансплантация состоялась! И получаем какую-то оценку за скорость и кровопролитие.
Процесс осложняется - кроме нашей очумелой руки - ежесекундной потерей крови пациентом, кроме того пока мы копошимся с нашим подопечным или даже просто задеваем пациента, то этот процесс усугубляем. На этот-то случай и припасен шприц - кольнув его по назначению мы обеспечим лучшую свертываемость крови.
Далее предстоят разные операции, проходящие в таком же диком - и тем не менее с благополучным для пациента результатом - темпе и в невероятной обстановке. Преодолеть все препоны и спасти пациента может только игрок и его цепкая рука. Есть и уровни с выдумкой использующие физику объектов: проведение операции в едущей машине - вокруг вас все предметы скачут, под руки то и дело попадает всякая шваль - и в невесомости.
Данная игра - сплошной эксперимент и масса впечатлений от процесса осваивания столь привычной всем руки. Не претендует на большие барыши, почетные лавры и высокие пальмы первенства, но хороший пример любимых многими новых технологий в играх, инноваций, которые не в одном лишь улучшении графики заключены должны быть. Я думаю на нынешней летней распродаже можно выделить часть средств для поддержки талантливых разработчиков.
И теперь мы знаем, что может быть полезно и интересно отслеживать новости о Global Game Jam =) Спасибо за внимание.