Собственно говоря, первое прохождение игры на «Нормальном» уровне сложности заставило предположить, что игра на «Реалистичном» уровне не будет лёгкой прогулкой. И мои опасения подтвердились: загрузки сохранений занимали едва ли не больше времени, чем сам процесс игры. Что конечно же не сделало её менее интересной! (Правда, вопреки обыкновению, я вряд ли стану играть за «Железного человека» – нервная система ещё пригодится.) Предлагаю вашему вниманию второй вариант прохождения – именно вариант, он значительно отличается от первого, «Ознакомительного».
МИССИЯ ПЕРВАЯ: «НАЧАЛО»
Понятно, что начал я игру с блокировки дорог бетономешалками: решил, что слабым начинающим бойцам нужны хоть какие-то поблажки.
Однако, не смотря на перекрытие дорог, в двух точках всё равно произошёл захват террористами жилых домов и мечети. Не пойдёт! Игра начата заново, но пришлось столкнуться с проблемой нехватки автотехники. Герой дошёл до того, что, скрываясь от начальства, угонял полицейские машины из-под стен своего участка!
Это… интересно?
Как же замучили автомобили своей неповоротливостью! Их крайне трудно поставить в необходимое положение: доехав до точки, машина неожиданно откатывается назад. Словно этого мало, каждая из них имеет невидимую резиновую рамку: автомобили отталкиваются друг от друга, из-за чего почти невозможно поставить их рядом, без зазоров. Пришлось громоздить многослойные баррикады…
Между делом оказалось, что коллеги-полицейские не только давно выкопали гранатомёты, но и уже успели подготовиться к бою.
Зато после гибели командира в городе не появился вообще никто: тишина и покой. Мулла не просит о помощи, местные граждане не вынимают из подпола АК и не бегут освобождать мечеть, подкрепление без помех прибывает в город и занимает позиции. Красота! Но где враги? На разведку отправились две двойки снайперов с надеждой захватить пару машин: тяжёлые пулемёты пригодятся. Оказалось, что религиозные фанатики действительно упёрлись в баррикады: видимо, способность их разборки не входила в перечень умений (и хорошо!).
Точки расположения баррикад.
«Урал» с боевиками, притаившийся за первым заслоном, был забросан гранатами и взорван, так как подойти к нему сбоку и вывести из строя метким снайперским огнём не удавалось. Зато несколько машин, стоящих у второго заслона, были успешно зачищены от экипажей; сразу за этим началась массированная атака боевиков. А как же захватить и отремонтировать автомобили с пулемётами? Игра загружена, снайперы подкрадываются к баррикаде с обратной стороны и оставляют в живых единственного врага. Первый автомобиль захвачен и вывезен, за ним и второй; только после этого уничтожается боевик.
К моему удивлению, джихад-мобили совершенно спокойно минуют баррикаду, просачиваясь между и сквозь автомобилями заслона!
Чуть позже их действие повторили захваченные авто: получив команду на уничтожение врага, они не стали вести огонь с места, а двинулись вперёд, заехали в середину баррикады и открыли огонь в упор.
После чего наотрез отказались выезжать из «плена». Ну и ну!
Зато прибывший БМП не стал проезжать сквозь заслон, не смотря на то, что на своём пути он легко разносит в пыль любые машины. Пришлось высаживать десант и освобождать проезд. Поскольку путь наступления джихадистов был известен, он был заранее перекрыт усиленными группировками, что позволило обойтись без потерь среди мирного населения и полицейских. (Причём большая часть миссии ушла на расстановку автомобильных заграждений.) Скучно? Зато – эффективно!
Разумеется, ближе к финалу в каждой из необходимых машин, включая заправщик, оставлен экипаж: все они пополнили гарнизон Героя.
МИССИЯ ВТОРАЯ: «ПОБЕРЕЖЬЕ ПРОВИНЦИИ ЛАТАКИИ»
Очистить дорогу, говорите? Не проблема! Вперёд осторожно выдвигается джип с пулемётом, его неаккуратно обгоняет автобус, попадает под огонь боевиков и… Результат на скриншоте.
Нет, видимо с транспортом скучно не будет! После загрузки игры религиозные фанатики уничтожаются раньше, чем успевают открыть огонь из АГС; начало положено.
Да он уже наш, только подобрать.
Важнейшая задача – захватить «Урал» снабжения, необходимый для обеспечения боекомплектом тяжёлой техники (во время первого прохождения я ещё не знал, насколько полезен этот транспорт и позволил его подорвать).
Удачно, после чего в спешке отступаем к дому: именно в этот момент был потерян единственный боец. Во время обороны удалось подбить и захватить ещё пару джипов, под завязку заполненный ПТУРами автомобиль поджёг танк, заставив экипаж покинуть его. (Водители - снайперы за этот подвиг моментально удостоились звания экспертов.)
Прибыл БТР, и колонна двинулась вперёд, поливая всё впереди градом пуль: зачем наступать пехотой, если можно действовать более эффективно?
Вновь отличился экипаж «ракетчиков»: поджёг вражеские БМП на границе видимости. Увы, не удалось захватить ни РСЗО, ни танк; для последнего просто не было экипажа. Зато – самая быстрая миссия!
Конечно же, я увёл с собой и машину с ПТУРами, и «Урал» снабжения, посадив в них свои экипажи.
МИССИЯ ТРЕТЬЯ: «НА ГРАНИЦЕ ПРОВИНЦИЙ ЛАТАКИИ И ХАМЫ»
Словно в насмешку, при выборе техники для следующей операции в отряде появилось место для танка. В продаже его нет, захватить в предыдущей миссии невозможно. Геймдизайнеры ехидно смеются, не иначе. Ну и ладно. Зато у нас есть БМП, машина с ПТУРами, для найма доступны танковые экипажи. Живём!
Правда, танкисты уменьшают количество пехотинцев, способных вести эффективный ближний бой, зато повышают шансы обеспечить группу танками.
Захватил первую контрольную точку: что дальше? Идти спасть дядю – мало сил (в какой момент активирует прибытие подкрепления – я не смог выяснить во время предыдущего прохождения), защитить здание в центре карты также не смогу из-за малочисленности, просто не успею пробиться к нему. Идти в центр сразу – всё равно не хватает войск, нечем бороться с танками (машина с ПТУРами эффективна только на открытой местности), да ещё квест по спасению танкистов провалится.
Двинулся по направлению ко второй точке, надеясь пробраться к миномётчикам по краю карты.
Бойцы попали под огонь миномётов, в их сторону стали разворачиваться несколько джипов с пулемётами – тут и появились вертолёты. Да не просто появились, а вначале шарахнули по джипам НУРСами, уничтожив их на месте. Здорово!
Снайперы (включая прибывших армейцев с крупнокалиберными винтовками) действительно прокрались по краю карты к миномётчикам и уничтожили их. Подкрепление тем же путём подобралось к домам и провело их зачистку. Тотчас последовало предупреждение о выдвижении крупных сил боевиков, в начавшейся мясорубке погибло множество сирийских воинов. Нет, так не пойдёт!
Отряды вновь пробираются в тыл, но оставляют один дом не тронутым, занимая трёхэтажное здание рядом с дорогой, туда же подтягивается техника.
Зачищаются последние боевики, их прибывающие отряды встречаются дружным огнём из укрепления. Вновь отличился экипаж машины с ПТУРами, уничтожив всю вражескую бронетехнику. Что самое интересное – до сих пор не активировались задания на спасение дяди и помощи армейцам. Зато пришло подкрепление: пехота, миномётный расчёт и танк!
Захвачена старая армейская база и ещё два танка на ней: теперь миномётный огонь не мешал заниматься ремонтом. Три танка – отлично!
Методом постепенного продвижения выяснил точку активации квестов, отправил почти всю пехоту (за исключением снайперов) в центр карты, выдвинул танки для спасения дяди – и потерял их. У врага обнаружился такой же автомобиль с ПТУРами. После загрузки с ним справились снайперы – и тоже погибли, под огнём РСЗО.
Это интересно!
Первое прохождение позволяло не обращать внимания на огонь из РПГ – самое массовое оружие боевиков; не особенно беспокоиться из-за противопехотных мин, залпов РСЗО: ранения, и только. Теперь же всё перечисленное превратилось в смертельную угрозу, а солдат терять никак нельзя: впереди пятая миссия, там будет совсем туго; к ней нужно прийти с максимально подготовленными отрядами. К тому же боевики научились подбирать РПГ своих уничтоженных собратьев! (Быть может, умели и раньше, но я не заметил.)
Крайне сложно стало «выковыривать» врагов из захваченных зданий: более действенным оказался их штурм, либо огонь из танковых пушек; выстрелы из стрелкового оружия (если не считать снайперов) были почти не эффективными.
Пришлось двигать один из танков в обход; он сумел уничтожить установку залпового огня и вовремя спрятался за угол дома от ПТУР. Снайперы спасли танковый экипаж, и танков стало пять – экипаж БМП также пересел в более серьёзную машину. (На самом деле танков стало больше, но для всех не хватало экипажей.)
Кстати, во время спасения танкистов прибыло ещё одно подкрепление, вызвавшее у меня изумление: ничего подобного во время предыдущего прохождения не было! (Тогда я вначале занял первую точку, затем освободил танкистов, защитил дом и повёл зачистку местности с юга на север, а не наоборот. В результате миномётчики были уничтожены последними, и я не успел воспользоваться прибывшим подкреплением, а морская пехота вообще не появилась.)
Я тоже удивился.
Тем временем пехота, неся незначительные потери, держала оборону в центре карты; танки потихоньку продвигались на юг вдоль шоссе. Обнаружена точка, активирующая наступление армейцев; пехота покидает здание и зачищает от врагов ближайшие строения.
Достижение этого здания активирует помощь правительственных войск. (Надо было попробовать достигнуть его сразу после ухода армии из здания, броском! Хорошая "мысля" приходит... поздновато. Не переигрывать же?!)
Время от времени какие-то противники появляются в тылу, наступая вдоль шоссе; я заблокировал их морской пехотой. (Конечно, можно бросить экспертов в бой – но как набирать опыт своим бойцам? Морпехи-то вернутся к месту базирования и больше не появятся, а сирийцам ещё воевать и воевать…)
И вновь допущена тактическая ошибка… Враги бесконечным потоком бегут из-за южного края карты. Нужно было занять дом на их пути и, попивая кофе или чай, наблюдать за тренировкой своих отрядов. А я почти зачистил танками сектор в юго-западном углу, едва не захватив крайнюю контрольную точку.
Когда понял, что упускаю возможность тренировки и отвёл танки назад, было поздно: точка «самозахватилась», так как последние её защитники пошли в атаку и были уничтожены. (Через одну миссию я всё же проделал этот «трюк»: тренировка отрядов и зарабатывание командных очков на бесконечных врагах. Но об этом – позже.) Перед завершением высадил экипажи из двух танков Т-55, оставив себе три Т-62, отобрал у морской пехоты БТР-80, посадив внутрь свои экипажи, и воплотил «хитрую» задумку…
Кстати, экипаж прибывшего в подкреплении танка отправился восвояси вместе с морской пехотой, прихватив с собой мой БМП-1: диссиденты, не иначе…
МИССИЯ ЧЕТВЁРТАЯ: «ПРИГОРОДЫ ДАМАСКА»
Любовь пехоты к различным заборам просто поражает воображение! Чем, вы думаете, занят этот "клоун", вместо того, чтобы бежать вперёд? Правильно: перепрыгивает заграждение то справа налево, то слева направо. Под огнём врага!
Первое подкрепление: снайперов больше нет, берём пехоту и штурмовые отряды – пригодятся; танкисты пока что не нужны. Ого, танк Т-72АВ, самый дорогой, следовательно, самый лучший. Беру, а как же. И тоже - в оборону, его время пока не пришло. Пехота волнами движется от дома к дому: занят первый, несколько отрядов под прикрытием выдвигаются к соседнему. Увы, потерь избежать очень трудно. Следующая задача – посетить дом с беженцами. Тот самый, к которому впоследствии приедет провокационный автобус. Мирные жители эвакуированы до объявления задания об их спасении и… ничего не происходит. Не появляется точка эвакуации, не прибывает подкрепление, не увеличивается количество авиаударов в благодарность за спасение.
Это интересно!
Проводить спасение гражданских лучше всего парой, а то и одним бойцом: сразу после завершения задания начнётся массовая атака боевиков, враги откроют огонь из дальнобойной артиллерии – смертельной для пехоты на этом уровне сложности. Поэтому все захваченные здания необходимо оставить и отвести бойцов к бронетехнике.
Но в этот раз атаки религиозных фанатиков не последовало, лишь артиллерия открыла огонь. Неприятности начались гораздо позже, после спасения гражданских в доме напротив мечети, совершенно неожиданно для меня. Как тут не вспомнить добрым словом «Проклятые земли»: большинство квестов в этой игре можно было выполнить до их получения; причём награда всё равно находила ничего не подозревающего героя тотчас после выполнения задания.
Гражданские спасены, и воины приступают к одной из главных задач этой миссии - захвату ЗСУ «Шилка». Авианаводчик выдвигается вперёд таким образом, чтобы ЗСУ оказалась в поле его зрения, а миномётчики (именно с этой целью я взял их в эту миссию) открывают огонь с крыши здания. Увы… Из девяноста выпущенных мин прямо в цель попали только… три! Не нанеся никакого урона. В общем, миномёт в этой игре – ниже всякой критики. (Правда, не тогда, когда он у боевиков, да ещё с бесконечным боезапасом.) Попробовал ударить авиацией: не прямо в цель, а рядом. Бомбы исправно и до основания разрушали дома в то время, как «Шилка» увлечённо пыталась сбить самолёт. Опять неудача. БТР-80? Его защита должна выдержать… Нет, ЗСУ оказалась сильнее. Разозлившись, я послал в бой оба БТР-80: наконец-то!
Подожгли и заставили экипаж сбежать. Захватил, отремонтировал, увёл, убрал подальше – чтобы не сожгли случайно.
И, раз уж дорога свободна от такого страшного препятствия – повёл атаку в том же направлении, слева от центрального шоссе.
Занял два высотных дома, подтянул «Урал» для пополнения боезапаса: тут и прилетела ПТУР.
Это… интересно?
Вражеская ракета лишь подожгла (!) машину – «Урал» крепче танка, БТР и БМП? Дождавшись, когда огонь погаснет, я восстановил транспорт и обеспечил сирийцев боезапасом. По окончании миссии мне сообщили, что одна единица техники потеряна. Ну да, если транспорт боевиков подожжён, покинут экипажем и захвачен – он считается потерянным для них. Но я ведь восстановил «Урал»! Мелочь, конечно. Но немного досадная.
Атака боевиков, обиженных спасением гражданских, отбита, попытка обвинить правительственные войска в уничтожении мирного населения провалилась. «Урал» едет назад, как вдруг его путь пресекают два бегущих куда-то неизвестных: безоружных и не похожих на боевиков. Оказалось – корреспонденты.
Это интересно!
В дальнейшем с ними будет связан квест. Чего проще – изначально посади в «квестовый» дом и жди выполнения задания. Это ведь непросто: выбрать для юнитов маршрут, по которому они двигаются от места предполагаемого взрыва автобуса (я проследил их путь – бежали до «квестового» дома через весь город), анимировать именно пару (спасаем одного). Тем не менее, это было сделано. Молодцы геймдизайнеры!
Через некоторое время появилось задание на их спасение… На время, конечно же. Ну да: мимо мечети, за которой стоит вторая «Шилка», мимо техники и зданий, набитых боевиками. Квест провален… Нет, его можно было выполнить, двигаясь по обеим сторонам шоссе и потеряв массу воинов; но я не стал загружать игру. (Интересно, я получил за это штрафные очки? За провалы квестов по спасению будущих шахидов и корреспондентов?)
Кстати, во время атаки со стороны боевиков подъехал танк: не какой-нибудь устаревший, а Т-72 АВ. Парк хороших машин пополняется!
Это интересно!
Один из террористов вёл огонь, спрятавшись за колонной мечети. Я немного отвлёкся, и мои пехотинцы выпустил по нему чуть ли не весь боезапас, так и не сумев уничтожить. Разозлившись, вызвал авиацию. Бомба уничтожила боевика, снеся половину храма - вот так отбил мечеть! Как вы думаете, что можно в таком случае увидеть внутри здания? Серое или чёрное пространство, скорее всего. Так вот, стало видно внутреннее убранство мечети!
Пол, выложенный плиткой, стены, оконные рамы и прочее. Солнечные лучи оставляли на полу рисунок, соответствующий проломам в стене. Кропотливейшая работа: не так просто ломать здания. Ещё один плюс геймдизайнерам!
Кстати, взрыв не только снёс переднюю стену, но и пробил дыру в задней; через которую немедленно открыла огонь «Шилка»! Удружил сам себе: её не достать, все ракеты уйдут в стену, и авиацию нельзя использовать, ЗСУ нужна целой. Пришлось загрузить игру.
Можно было перейти шоссе и занять контрольную точку рядом с мечетью. Но тогда незахваченной останется только одна, а там – САУ «Гвоздика» в количестве трёх, их не успеть захватить до окончания миссии. Нет, надо возвращаться и идти другой стороной, оставив мечеть на потом. И тут выяснилось, что пока я командовал пехотой, технику ожесточённо атаковали шахид-мобили. Один из них был уничтожен рядом с домом, от которого мало что осталось, но осмотреть-то надо.
Каково же было моё удивление, когда штурмующие побежали на верхние этажи… по воздуху! Вот это сирийцы!
И чего это они от здания к зданию по земле бегают, когда умеют вот так? В общем, немало повеселило. Но это было не всё: гражданские в соседнем доме ухитрились уцелеть буквально на кусочке стены, и тоже спустились оттуда по воздуху. Здорово!
Дальше всё пошло, как надо: захвачены ещё два Т-72АВ, три САУ «Гоздика», ещё одна машина с ПТУРами, РСЗО – неплохой парк. Техника двигается вперёд по проспекту, уничтожая на своём пути всё живое.
Удивила РСЗО, дальностью стрельбы. Конечно же, я рассчитывал приберечь захваченную технику для следующих миссий. Однако при комплектации очередного отряда оказалось, что РСЗО я должен выкупать, равно как и вторую машину с ПТУРами (к счастью, «Шилку» выкупать не пришлось). Уж не посадил ли я случайно за руль водителей, управлявших до этого «Уралами» снабжения, приданными мне в начале миссии? То есть теми, кто не пойдёт дальше с моей группировкой? Проверил, загрузив игру – так и есть!
Заменил водителей снайперами, вторая машина с ПТУРами осталась при мне, а РСЗО по-прежнему – нет; надо выкупать. По уровню не положено, что ли? Так в следующей миссии её всё равно не применить! Ничего, прорвёмся.
МИССИЯ ПЯТАЯ: «НА ГРАНИЦЕ С ТУРЦИЕЙ»
Ну, вот и «довесок кошмара» - миссия без подкреплений и техники. Зная об этом, я заранее тренировал для неё снайперов и отряды пехоты. Никаких штурмовых отрядов и бойцов с ПТУРами! Первые шарахнут по зданию боеприпасом объёмного взрыва – то есть, разрушат нужное укрепление. А вторые моментально уничтожат технику – её лучше захватить!
Это важно!
Отряды пехоты в предыдущих миссиях могли подобрать АГС или ПТУР – вместо пулемёта. Не стоит этого делать: расход боеприпасов огромен, толку – ноль; против техники и зданий достаточно имеющихся на вооружении РПГ. Впрочем, после пятой миссии можно и ПТУР придать, но не АГС – второе почти бесполезное оружие после миномёта. За что его так любят морские пехотинцы и спецназ ГРУ?
В общем, три отряда снайперов и три – пехоты (в их составе тоже есть снайперы!). Сапёры разминируют дорогу от противопехотных мин, все отряды продвигаются вперёд, оставив автомобили позади и уничтожая всё на своём пути. На развилке один отряд пехоты отправляется налево, к вертолёту, все остальные – направо, к дому; причём очень важно захватить стоящий рядом с ним пулемётный джип. Занимаем дом и ждём.
Это важно!
Первый раз я захватил дом рядом с краем карты – тот же, что и при предыдущем прохождении. Но не учёл, что террористы появляются слишком близко от него, бесконечные боевики бьют с малого расстояния и наносят урон – пришлось загрузить игру. Теперь религиозные фанатики бежали в атаку по ложбине, под огнём снайперов, укрывшихся в доме. Другое дело!
По прибытии к вертолёту занимаем дом рядом с дорогой и немедленно убираем всех российских солдат из строения с двускатной крышей: в нём они находятся под сосредоточенным огнём. Через короткий промежуток времени поступит сообщение о применении боевиками техники и рекомендацией вызвать авиаудар.
Причём техника пойдёт с трёх направлений: из-за края карты, по дороге слева от вертолёта и сверху. Авиаудар вызываем на машины, наступающие сверху; лучше применить ПТУРы таким образом, чтобы машина загорелась, но не была уничтожена, особенно – «Техничка с башней»: её крупнокалиберный пулемёт очень пригодится.
Это интересно!
Помимо способности вести огонь крупным калибром, броневик снабжал боеприпасами пехотинцев. Правда, не всех, а лишь тех, чья численность не превышала трёх бойцов в отряде: снайперов, сапёров, водителей. Тем же свойством – обеспечивать боеприпасами - обладал транспорт боевиков. Конечно, «Урал» лучше, но на большой карте и малый запас патронов пригодится. Особенно, если враги бесконечны.
Именно в этой миссии стоит пытаться захватывать как можно большее количество техники, если только вы не ставите пред собой цель пройти её в максимально короткий срок.
Это интересно!
Отбив атаку техники, я оставил отряд пехоты и пилотов прикрывать вертолёт, а морпехов и авианаводчика повёл спасать пилота, присоединив к ним сапёров и второй отряд пехоты. Довёл спасателей до точки у верхнего края карты: в предыдущем прохождении оттуда появлялись бесконечные враги, в это раз их не было. Но в окрестных домах сидели боевики… На их выкуривание ушла львиная доля боеприпасов, все бойцы были ранены. Возвращаться за патронами? Далеко, впереди должна быть машина снабжения - она и была, рядом с домом, занятым боевиками, под прикрытием миномёта. В общем, морской пехоте быстро показали, что «реалистичный» уровень сложности – это вовсе не «нормальный». Да и отряды, оставленные в меньшинстве, несли потери. Пришлось менять тактику.
Сразу после уничтожения техники я увёл от вертолёта всех: к захваченному дому; подогнав туда же машины снабжения. Опасался атак с тыла, но вскоре выяснилось, что их не будет – это стало ясно из пришедшего сообщения: боевики сочли, что добились своей цели, добравшись до вертолёта. Удерживать одно направление таким количеством бойцов при поддержке двух джипов гораздо проще!
На спасение пилотов выдвинулись по одному отряду снайперов, пехотинцев и сапёров при поддержке морской пехоты и авианаводчика.
Памятуя бешеный расход боеприпасов, я вызвал авиаудары по всем трём домам, причём в этот раз (в чём причина?) из-за края карты побежали бесконечные боевики.
Пришлось посадить в дом отряд пехоты: счёт пошёл на время – нужно было успеть спасти пилота и пригнать машину снабжения до того, как у них закончатся боеприпасы.
Разминировал дорогу, убрал с пути всех террористов, нашёл штурмана (и сбитый самолёт, прошлый раз я его не заметил) – и по дороге, ведущей через посёлок (север карты) началась массированная атака боевиков при поддержке техники.
Да такая мощная, что оставленный заслон был сметён. Между тем вдалеке появился БТР-80 с морской пехотой: к нему тоже нужно расчищать путь.
А зачем, собственно, торопиться к штурману? Таймер не включен, лётчик спокойно сидит в горах, дожидаясь помощи. Не лучше ли зачистить территорию; меньше возни будет с БТРом; что-то интересное может попасться. Так и поступил.
Сложнее всего было очищать вершины гор; все подходы охраняются перекрёстным огнём миномётов и АГС; но морпехи справились, попутно захватив несколько единиц техники. Попалось и нечто новое: на одной из скальных площадок лежали (просто лежали!) установки запуска ПТУР; два отряда пехоты стали представлять смертельную угрозу для вражеской техники. (Третью установку забрать не удалось – графический баг?)
Ну, вот и славно: на карте не осталось ни мин, ни врагов, ходи и езди куда хочешь без опаски. Поставил на дороге два броневика, разместил отряды по её сторонам и спас пилота. Очередная атака и очередные потери, включая технику: у врагов нашлись и ПТУРы, и АГС, и гранатомёты.
Что делать? Пожалуй, минировать: второй раз за игру. Убрал гарнизоны из домов, увёл технику, густо заминировал дорогу всеми видами мин. Бронетехника религиозных фанатиков не успела сделать единого выстрела, как взлетела на воздух; половина пехоты тоже подорвалась.
На этом массированные атаки врагов закончились…
На дороге сиротливо осталась лежать СВД… Да ведь… Крупнокалиберные снайперские винтовки есть у морских пехотинцев! Проверил: морпех взял СВД, оставив взамен своё чудовище; которое тут же подобрал второй отряд сирийских пехотинцев; положив на дорогу СВД.
Словом, два отряда пехоты получили возможность эффективной борьбы с танками, и все три – с пехотой, засевшей за укреплениями. Найти бы любую снайперскую винтовку в следующей миссии!
Противники продолжали потихоньку выбегать из-за края карты в двух точках, я поставил отряды на оборону и стал читать книгу (кофе пить не хотелось, да и нет такой большой чашки); время от времени пополняя боезапас, благо недостатка в патронах не было.
Это интересно!
Когда боеприпасы стали заканчиваться, спасённый штурман сел в захваченную у боевиков машину и поехал к контрольной точке: не тут-то было, квест отказались засчитывать: лётчик должен быть непременно в бронетранспортёре. Провалилась попытка присвоить ещё один БТР-80…
Книга дочитана, а отстрел боевиков всё ещё продолжается. По большому счёту это было совершенно не нужно; вот если бы получить в качестве подкрепления пару отрядов новобранцев – им было бы на ком тренироваться.
Осталось проверить, перенесётся ли приобретённая экипировка в следующие миссии, и будут ли доступны десять тысяч отрядных очков…
МИССИЯ ШЕСТАЯ: «ОКРАИНЫ ПРОВИНЦИИ ХАМА»
Итак, спасение штурмана прошло успешно, очки опыта перенеслись и очень пригодились; но – забегая вперёд! – один факт заставил ОЧЕНЬ ПЛОХО подумать о разработчиках игры. Когда пришло время подкрепления, я вызвал отряды пехоты в классе «эксперт» и обнаружил, что у них отобрали как крупнокалиберные снайперские винтовки, так и ПТРК. Что за… (удалено цензурой)?! Какой нормальный боец расстанется с лучшим вооружением?!
Испортилось впечатление от такого замечательного способа усиления отрядов… Забегая вперёд ещё больше: в конце миссии отобрал ПТРК у спецназа и придал отрядам пехоты – оружие не перенеслось в седьмую. Господа геймдизайнеры, это – чудовищный минус в вашей работе! Однако вернёмся к началу миссии…
Захвачен бензовоз ИГИЛа...
Всё, как обычно: спецназовцы начинают обходить строения в центре карты против часовой стрелки, уничтожая врагов; подбивая и захватывая лёгкую бронетехнику.
Это важно!
Очень желательно, чтобы ни один вражеский танк не сгорел – все они понадобятся для боя и создания баррикад ближе к завершению миссии. Что вызывает определённые проблемы: ПТУР может дотла сжечь Т-55 единственным попаданием. Приходится «изощряться», ведя огонь из танковой пушки или применяя РПГ.
БМП не нужны совершенно, их можно уничтожать сразу. На карте имеется три «Шилки», хорошо бы захватить хоть пару. Танк ведёт по ним огонь только из пулемётов, дожидаясь, пока машину покинет экипаж.
Охота на "Шилку"...
...не вполне удачна, загружаем игру.
Но пока что вражеский танк, стоящий у правого нижнего угла посёлка, подбивать нечем. Приходится совершить визит почти в центр карты, к полуразрушенному зданию слева от дома, где укрылся главарь боевиков (там лежит ПТРК и содержатся в плену два бойца из отряда танковых истребителей). Обходим карту до тех пор, пока в вашем распоряжении не окажется хотя бы два Т-72: они обладают некоторой устойчивостью против вражеских ПТУР – два самых крупных здания посёлка «нафаршированы» их обладателями. Впрочем, ходить вовсе необязательно: можно ездить, пополняя при этом боезапас – в «техничку» помещается три члена экипажа и три десантника.
Для чего нужно атаковать строения танками? Вряд ли вам удастся брать их штурмом без потерь всего шестью бойцами. А пара танков позволяет почти полностью очистить дом от врагов. Кроме того, можно осторожно подъехать к месту обитания главаря и неплохо «проредить» его свиту.
Накопление сил.
Как только в вашем распоряжении будет вся техника, начинаем её расстановку. Устаревшие танки перегораживают ущелье; всё, что вы собираетесь «присвоить» или использовать в бою, отправляется к точке высадки спецназа, одновременно являющейся местом прибытия подкреплений. Зачем? Подкрепление сразу рассаживается по машинам и отправляется в места, где вы будете его использовать – экономия времени! Автомобили необходимо полностью заправить и укомплектовать.
Это важно!
Машина снабжения тяжёлой техники пополняет не только её боеприпасы, но и боеприпасы экипажа. Кроме того, заполняется резерв боекомплекта БТР и техничек, необходимый для снабжения пехоты. Это нужно учитывать и сначала «раздавать патроны» пехотинцам, сажая их в кузов крытой машины, а уже затем подводить вверенную им технику к тяжёлой машине снабжения – ради экономии боеприпасов. Кстати, тяжёлые машины снабжения спокойно пополняют боезапас лёгким – крытым «Уралам», а также друг другу: иногда это может пригодиться (не гнать караван из нескольких полупустых, а одну полную). То же самое делают и бензовозы, сливая остатки горючего из нескольких в один.
Техника расставлена, спецназ оставляет свои ПТРК в отмеченном месте, меняя на РПГ: ему они больше не нужны, а пехоте могут пригодиться (вдруг это был временный баг, с отбиранием оружия? Увы – постоянный).
Это… интересно?
Если вы меняете один вид оружия на другой, поднимая его с земли, то, когда захотите вновь вернуть на место прежний «ствол», будьте готовы к тому, что за время «бесхозности» некто освободил оружие от боеприпасов. Особенно досадно это в случаях с АГС и ПТУР: данные боеприпасы особенно «дороги».
Тройки ГРУ занимают места в двух танках и отбывают к перекрёстку в левом верхнем углу карты. Пара сирийцев гонит броневик к резиденции главаря и сообщает, что самим не справиться: прибывает подкрепление.
Это интересно!
Т-90, конечно, нужно купить. Но танков дают только два!
К тому же в резерве сразу пять или шестьТ-72, без экипажей; да ещё «Шилки»! Пару танковых экипажей можно приобрести, ещё пару – извлечь из купленных БМП-1, их лучше бросить. Позднее разрешат вызвать ещё один танк: вызывайте устаревший и пересаживайте экипаж в новую машину.
Танки ГРУ (звучит!) уничтожают конвой ИГИЛ и перемещаются к середине верхнего края карты. Все вновь прибывшие становятся в позицию над ущельем, таким образом, чтобы их нельзя было увидеть снизу.
Пехоту, пробирающуюся сквозь танковую баррикаду, встречает заграждение из нескольких машин с пулемётами. Как только атака над ущельем будет отбита, танки отправляются вдоль правого края карты до вышки – в засаду. Пехотинцы подползают к краю ущелья, обнаруживая технику боевиков для двух РСЗО и «Гвоздики», начинается отстрел врага.
Это важно!
РСЗО эффективны только в случае непрерывной подачи боеприпасов. Поставьте вокруг них все имеющиеся тяжёлые машины снабжения, и на противника обрушится море огня.
К слову, это была единственная миссия, где применение РСЗО оправдано: противник сконцентрирован на малой площади и не может укрыться от огня. Во всех остальных – дикий расход боеприпасов и никакой точности; не стоит, право же не стоит применять РСЗО.
Это интересно!
Некоторые машины религиозных фанатиков способны въезжать по отвесным склонам, что явилось неприятным сюрпризом. К счастью, на страже стояла БМП; в противном случае существовал риск потерять все РСЗО и машины снабжения.
Ещё один неприятный сюрприз, с которым я уже встречался в предыдущей миссии: «Видит око, да зуб неймёт». Лежит у стены дома ПТРК, а взять его нельзя.
Обидно вдвойне: ненужных РПГ повсюду навалом, а единичные ПТРК невозможно поднять. (Впрочем, он всё равно не остался бы на вооружении. Тьфу!)
Надеюсь, вы укомплектовали своими экипажами всю технику, которую хотите использовать в дальнейшем? Тогда продолжим!
МИССИЯ СЕДЬМАЯ: «ПАЛЬМИРА. ПРОВИНЦИЯ ХОМС»
«Довесок кошмара» уже был, теперь наступает кошмар настоящий. То есть, начинается он с подвига героя, сделавшего всё, что в его силах, для облегчения положения сирийских войск.
Но дальше… Ни одного танка, воюйте пехотой и БТР. Да что может сделать БТР, когда у врага полно ПТУРов?! Значит, только пехотой…
Подходы к крепости перекрываются огнём миномётов, бойцы просто не успевают подобраться к ней на расстояние броска. БТР-80 выдвигается вперёд, уничтожает оба и получает ПТУР: спасли наваренные по бортам решётки.
Крепость взята, дорога к ней усыпана оружием погибших (экспертного класса! А если бы это были новобранцы?!)… Которое, к счастью, поднимают остатки отрядов. Подкрепления не будет раньше, чем удастся освободить контрольную точку; но поступает новая вводная – спасти памятники Пальмиры. После уничтожения каждой «порции» шахидмобилей БТРы вынуждены отъезжать подальше с занимаемых позиций: обиженные боевики идут и едут мстить. (Если бы не техничка с ПТУРами, было бы очень тяжело.)
Техника получает приказ отступать к крепости, и… Я не знаю, как бензовоз сумел забраться на гору, но спустить его оттуда не удалось. Очередная шутка техники…
К счастью, дальность полёта ПТУРов превышает поле зрения автомобиля, ими оснащённого; лишь бы кто-то указал цель. Снайперы, рискуя собой, засвечивают танк у перекрёстка, он сжигается ракетой. Первое подкрепление, ура! Но… куда исчез отряд снайперов-экспертов? Их было три, а теперь только два, причём снайперов-экспертов в транспорт я не сажал. Дезертировали в Европу? Нет ответа…
«Ура» точно не будет – доступен всего один танк, из семи возможных.
Правда, можно набрать танковых экипажей и высадить водителей из БМП. А танки придётся захватывать. Для того, чтобы подбить один Т-72АВ, понадобилось одиннадцать (!) ПТУРов, причём четырежды пришлось загружать игру – ракеты пролетали мимо. (Ну да, я вынужден был сохранять игру перед каждым запуском ракеты. «Железный человек» с двумя сохранениями в миссии? Комментарии удалены цензурой.)
Захват второй точки: снайперы, вместо того, чтобы истреблять боевиков издали, идут в рукопашную (с закономерным исходом).
Чуть позже экипажи танков решают, что они – мушкетёры; и сближаются с вражеской машиной для фехтования стволами пушек (без единого выстрела!). Словом, не скучно.
Точка занята, наконец-то дали возможность вызвать САУ «Гвоздика». Разумеется, одну из трёх. На этом продвижение остановилось… Вперёд идут немногочисленные танки – из каждого дома в них летят ПТУРы, неизвестно откуда бьют вражеские гаубицы и РСЗО. Выдвигается пехота – к средствам поражения от религиозных фанатиков добавляются миномёты. В общем, патовая ситуация.
Поднял «Гвоздику» на холм, под стены крепости. Техника всех видов занимает оборону на дорогах, а вперёд выползают мелкие группы бойцов, задача которых – выявить цели для САУ. Одно-два попадания в дом, и разведчикам приходится убегать: обиженные боевики открывают огонь из всего, что есть, и идут в атаку. А прямого попадания одной ракеты РСЗО достаточно, чтобы погибла снайперская двойка, или тройка инженеров. Медленно и тяжело, но иначе нельзя. Вот если бы вызвать всю захваченную или купленную ранее бронетехнику… Или хотя бы базу построить, с заводом тяжёлой техники. Как напустил бы на врага три десятка мамонт-танков! Впрочем, это из войны будущего, C&C.
«Гвоздика», стоящая на непрерывном боепитании (два «Урала» снабжения) потихоньку делала своё дело, ближайший к крепости квартал пригорода практически сровнялся с землёй. Конечно, отряды ПВО давным-давно сбежали в Пальмиру – ну и ладно. Если уж вертолёты ВКС РФ без труда сбивались боевиками на предыдущем уровне сложности, то теперь им и подлететь к цели не дадут.
Как, опять?! И чем встречать колонну?! Уж не повиснет ли игра?! Ничего себе баг!
И всё равно войск не хватает для прямого штурма предместий! Пара танков выдвигается по дороге мимо бывшей контрольной точки номер два; проходит мимо пригорода и – о, счастье! – обнаруживает РСЗО. Скорее, скорее назад!
Отремонтировавшись, танки обходят крепость с другой стороны, свободные экипажи захватывают ранее подбитые машины врага. Хорошо бы составить отряд из Т-90 и Т-72АВ, но приходится воевать тем, что есть.
Бронегруппа выдвигается к пригороду, при поддержке САУ до основания сносит дома и добивается выполнения задачи. Один танк - Т-55А – подожжён…
Это… интересно?
Поскольку экипажей не хватало, а машина была устаревшей, я не стал её ремонтировать, списав на потери. Позднее из строя выбыл ещё один танк – сгорел дотла. Но в финальной таблице указана лишь одна потеря техники! Чего-то я не понимаю: подожжённый и восстановленный в пригородах Дамаска «Урал» был засчитан в потери, а здесь к ним не отнесли попросту брошенный, даже не восстановленный танк…
Ну, наконец-то! Два Т-90, два Т- 72АВ, три «Шилки» и чуть ли не дивизия пехоты, все – новобранцы. Сколько из них останется в живых после штурма Пальмиры? Вокруг неё – обширнейшие противопехотные минные поля; разминировать которые враг не позволяет своим огнём.
Это интересно!
Кстати, о ЗСУ «Шилка» и БМП. «Шилка» представляет собой настоящий кошмар для пехоты, о чём я уже упоминал. Но стоит ИГИЛовцу с РПГ подобраться ближе – всё, машина потеряна. Поэтому лучше их применять попарно (если удалось захватить!) или даже три сразу.
Кроме того, у неё - как и у БМП - есть ещё одно полезное свойство. Танку непременно нужен полный экипаж: один танкист ведёт огонь из зенитного пулемёта калибра 12,7 мм – незаменимое оружие в городе! – остальные управляются с орудием и движением. Зато ЗСУ или БМП практически не теряют своих боевых качеств с неполным экипажем.
Это вражеские танки приходится засыпать ПТУРами, единственный ПТУР со стороны ИГИЛ частенько вызывает сообщения вроде: «Механик-водитель убит» или «Член экипажа погиб». Хорошо, если вы всё держите под контролем и загружаете игру вовремя. Если нет – проверяйте количество танкистов после боя и меняйте местами неполные экипажи танков на полные из БМП или ЗСУ.
Зато танкам противопехотные минные поля не страшны, даже ходовая часть не повреждается.
Восемь современных (устаревшие сгорят после первого же ПТУРа) танков в сопровождении бензовоза и машины снабжения выдвигаются по шоссе, ведущем через вторую контрольную точку, глубоко в тыл Пальмиры – до самого края карты – и заходят в город. Уничтожены все вражеские САУ, две РСЗО, два танка и несколько единиц малой техники. Правда, один танк безвозвратно потерян, но оно того стоило.
Отход назад, ремонт и повторное осторожное продвижение к окраине города: едва противник обнаруживает себя, дом сносится огнём из нескольких орудий. Ещё одно отступление, ремонт, пополнение боекомплекта и вновь – вперёд, на этот раз ближе к контрольной точке.
Очень скоро поступает сообщение, что отряды ПВО боевиков уничтожены, и прилетают вертолёты. Но работы для них – нет, если только «повесить» над городом для отстрела отступающих ИГИЛовцев. Точно так же нет работы для притаившихся под бронёй сирийских воинов и авианаводчика ВКС РФ: Пальмира полностью очищена одними танками.
Вот, кстати, и ответ: почему танки и САУ выдаются поштучно – в противном случае миссия не продлилась бы долго. Но всё равно – жаль!
Игра закончена, при общем благоприятном впечатлении в ней есть ряд недостатков.
Невозможно переносить лёгкое оружие из миссии в миссию: крупнокалиберные снайперские винтовки, ПТРК.
Неизвестно куда пропадают отдельные отряды и захваченная техника.
Чрезвычайно непростое управление всеми видами транспорта, особенно – в городских и горных условиях. Абсолютная бесполезность миномётов; которых почему-то не бывает на автомобилях: хотя бы перемещались быстрее.
Крайняя беспомощность вертолётов в сочетании с невозможностью их ремонта.
Сомнительная полезность одного вида гантраков: с установленной спаренной зенитной системой.
В боях они не встречаются, захватить нельзя, можно только купить за большие деньги, в атаке - бесполезны, только в обороне. В общем, что есть, что нет.
Неизвестна роль РСЗО "Солнцепёк" (в реальности - хорошо известна!): доступна всего в двух миссиях, отказывается вести огонь самостоятельно (у меня было так. Может, просто не повезло?). Жаль.
Зато – непередаваемые ощущения: мне ещё не встречалась игра, настолько близко связанная с реальностью. Помимо совпадений имён, фамилий, названий мест, видов техники и оружия совпадает многое из происходящего. Смотришь новости: «Сирийские войска уничтожили колонну ИГИЛ, продвигающуюся по направлению к Пальмире.» Чёрт, да я же только что проделал то же самое, в игре…
Словом, игра стоит того, чтобы ознакомиться с ней поближе. И дождаться продолжения! Удачи всем вам!