Siren Blood Curse - колыбель японских кошмаров
Siren Blood Curse в Европе и США можно приобрести только через PSN. Стоимость полной игры составляет 995 рублей (или $40), и на жестком диске она в результате занимает 9,3 ГБ. Размер серьезный, но скачивать его за один присест не надо. Для удобства вся игра разбита на 12 частей-эпизодов. У каждого есть свое начало и конец, обязательно показывают нарезку «в предыдущих сериях» и соблазняют будущими злоключениями героев. Прошел один эпизод, перевел дух — и сразу же лезешь в PSN за следующей порцией адреналина. Что-что, а сюрпризы Siren преподносить умеет. Никогда не угадаешь, что эти страшные люди из Japan Studio приготовят в следующий раз. С них станется и с голыми руками выпустить игрока против оравы зомби. Представляете: никакого оружия, вообще. Лишь скрытность и хитрость в качестве единственного способа выживания.
Siren — это не еще одна страшилка про инвалида с фонариком и свихнувшуюся камеру. Управление отзывчивое, камера твердо смотрит в спину героя, легко перелетает в глаза и обратно, а устранение противников при наличии оружия превращается в простую задачу — пусть и несколько неприятную на вид, поскольку разработчики о каких-то там возрастных рейтингах не вспоминали, когда придумывали чуть ли не каждому из 50-ти средств успокоения нежити какой-нибудь особо циничный и жестокий способ добивания. Бензопила дядюшки Маркуса из Gears of War — ничто по сравнению с местной тяпкой или видеокамерой. Литры крови, хруст костей, утробный вой и (knowhow!) возможность посмотреть глазами жертвы на себя любимого в последние мгновения ее существования. Интересное переживание: беспомощно наблюдать от первого лица, как здоровущая кувалда летит на свидание с носом. Хрусь — и темнота.
Базисом механики Siren является способность персонажей к Sightjack — смотреть глазами другого существа, будь то союзник или ужасный монстр, притаившийся на потолке. Собственно, именно поэтому игра — это не бродилка по лабиринтам с решением абстрактных головоломок, а чуть ли не шпионский боевик. Только вместо охранников тут выступают бессмертные зомби, циклично прочесывающие территорию, механически выполняющие свои повседневные обязанности. Отвлечь, спрятаться, прокрасться со спины и вырубить мощным ударом, подставить ловушку, скинуть со второго этажа что-нибудь увесистое на голову — наши герои предпочитаю выживать именно так.
В качестве врагов здесь выступают не совсем классические зомби. Разработчики из Японии предпочитают называть их шибито (Shibito) — существа полудемонической природы, сохранившие часть своего сознания, умеющие пользоваться оружием (любым, хоть холодным, хоть огнестрельным), больше похожие на насекомых по повадкам (среди них, кстати, попадаются и летающие с крыльями из головы, и ползающие по стенам с перекрученными суставами). И подчиняются они одному-единственному шибито (Brain Shibito). Если того вырубить, то все остальные на локации просто отключаются.
Sightjack позволяет изучить маршруты зомби, нащупать «слепые» зоны и быстро-быстро перебегать от одного безопасного места к другому. Также с его помощью приходится решать небольшие задачи, искать потерявшихся союзников и боссов — что имеет огромное значение, поскольку некоторые из них обожают играть в прятки.
Герои также умеют предугадывать приближение монстров. Раздается гулкое сердцебиение, контроллер (DualShock 3) в руках начинает в такт подрагивать, а если их заметили, то с той стороны экрана картинку засвечивает, и Sightjack срабатывает принудительно, что позволяет вовремя отреагировать и развернуться.
Однако способность смотреть глазами монстров — это не только помощник в прохождении. Это еще и мощный психологический элемент. Мы наблюдаем на мир глазами нелюдей, слышим их бормотание, камера раскачивается в такт их ломаной, дерганной походке. Интересно наблюдать, как они взаимодействуют друг с другом, какое нелепое существование ведут, пытаясь повторять действия из своей повседневной, прошлой жизни. Вкалывают на огороде, молотят о камни киркой, терпеливо сидят в каморках и смотрят на мертвый экран телевизора. И тем более жутко во время погони. Когда экран делится на две части, и мы видим действия своего героя со стороны, когда до спины остается совсем немного, и к ней тянуться скрюченные пальцы.
Помимо Sightjack и упора на игру в прятки с монстрами, у Siren есть еще одна примечательная особенность — подача истории. События разворачиваются в проклятой деревеньке Хануда на удаленном острове Японии, где несколько лет назад случилось необъяснимое: пропали все жители, и с тех пор мало кто хотел провести отпуск в этом странном, страшном, обветшавшем месте. Однако нашлись желающие. Американские журналисты прибыли сюда, чтобы провести свое расследование, зачем-то притащили с собой маленькую девочку, а за ними увязался студент, получивший до этого таинственное приглашение с обещанием незабываемых каникул. Приходит ночь, и неожиданно оказывается, что деревенька отнюдь не вымерла. Вот только местные любят устраивать жертвоприношения и на нормальных людей похожи издали. Вблизи же становится видна их грязная, рваная одежда, страшные раны и спекшая кровь, покрывающая тела. Мало того, убить их нельзя, только остановить на время. И они отнюдь не рады гостям.
История подается сразу с нескольких ракурсов, от лица тех немногих кто пока еще не присоединился к армии шибито-зомби (а доживут до рассвета лишь немногие из участников событий). Всего у нас имеется 7 действующих лиц, 7 персонажей, чьей задачей становится простое выживание на свихнувшемся клочке суши, окруженном со всех сторон багровым океаном, а с неба падает милый кровавый дождик (как будто остров внезапно провалился в иное измерение). Они пересекаются друг с другом, помогают, кто-то из них сходит со сцены, чтобы в следующем эпизоде появиться в виде монстра.
Но самое привлекательное, что все герои отличаются друг от друга, и если вас занесет в деревеньку, которую до этого излазил вдоль и поперек один из героев, то второго ждут совсем другие ощущения и испытания. Одно дело — быть королем на обзорной башне, лениво постреливая из винтовки в шибито. И другое — играть маленькой девочкой, для которой любое столкновение с монстрами заканчивается смертью. И совсем весело, когда условия меняются, приходится заботится не только о своей шкуре, но и вести другого персонажа, пользуясь нехитрым набором из команд «стой», «идем», «прячься». А то и вовсе спасать идиота, который мечется среди зомби, неспособный отличить союзника от врага.
Разнообразие — вот конек Siren. Никогда вас не заставят выполнять одни и те же действия, хоть цель миссии почти всегда и сводится к простому «пройти из одной точки в другую». Условия и герои постоянно меняются. Приходится искать оружие, придумывать способ, чтобы разобраться, например, с шибито с винтовкой, или быстро уносить ноги от алчущей толпы за спиной, стараясь не запутаться в тесных коридорах
В игровой механике Siren есть только три проблемы — линейность, агрессивные подсказки, простота. Нас ведут за руку постоянно. На удобной карте отмечаются цели, даются краткие пояснения, остается лишь их добросовестно выполнять. Когда в руки героев попадает оружие, враги становятся не более, чем назойливой помехой. Вырубить их очень просто, а если поднимутся — еще раз тюкнем. Контрольные точки расставлены близко друг от друга, из-за чего перестаешь беспокоиться за сохранность жизни, и толика давящей атмосферы ужаса испаряется. Плюс, герои все время бродят по одним и тем же локациям. Многие из них придется посетить не два и не три раза.
Подача сюжета рваная. Эстафетная палочка скачет от одного персонажа к другому, а сюжетные ролики не спешат заполнять пробелы во времени. Нам не объясняют причин случившегося, просто заставляют решать текущие проблемы, изредка пугая туманными проповедями и событиями.
Однако все не так просто. Во время прохождения можно обнаружить до 50-ти улик, которые помогут разобраться в этой запутанной истории, которая легко оперирует пространством и временем. Это могут быть старинные книги, иллюстрации, записи телефонных разговоров, обрывки дневников, письма. Через них тусклая картина происходящего заполняется красками, проявляется и становится четче для понимания. Вот только их надо найти. И для этого вполне может понадобиться не одно прохождение.
Графически Siren выглядит очень средне. HD-разрешение, динамические тени, приятные световые эффекты, шейдерная водичка, сюрреалистическое небо и ладные модели персонажей здесь соседствуют с объектами и текстурами, прямо переехавшими из PS2-версии. Впрочем, подобной игре, где большая часть событий происходит или ночью в кромешной тьме, или в плотном тумане, обшарпанная, грязная обстановка только добавляет очков.
Там, где не справляется графика, на помощь приходит анимация, мимика, физика и актерская игра. Персонажи отлично прописаны, выступают в коротеньких сценках без фальши, лишних сантиментов и напускной дрожи в коленках. Шибито двигаются с противоестественной грацией марионеток, корчат рожи, натурально падают на землю, сбитые пулей, и, если рана не была смертельной, быстро поднимаются и продолжают свой бег.
Но главное в игре такого плана — это звук. И здесь он пробирает до дрожи — если у вас имеется в наличии хорошая, многоканальная аудиосистема, конечно. Высокотехнологичный, сложный, состоящий из множества слоев. Давящий, тяжелый амбиент не позволяет расслабиться. Стоны и крики шибито скребут по нервам. И совсем интересно слушать ворчание зомби, притаившись в шкафу и одновременно посматривая на мир его глазами — учтено даже то, что собственный голос звучит всегда иначе, чем его слышат другие люди.