«Прежнее величие», «заслуги перед человечеством»… Красивые слова лишены смысла, когда речь идет о космической гонке. Малейший провал — и программу, в которую вложены деньги и надежды тысяч людей, свернут. Будущее за победителями. Стоит ли судить Stardock за то, что они возвысились на фоне краха конкурентов? Если разочарование от Master of Orion 3 было необходимо для появления Galactic Civilizations 2 на свет, — наши терзания оказались не напрасны.
Системные требования
Pentium III/Athlon 800 МГц
256 Мб памяти
3D-ускоритель с 32 Мб памяти
1.1 Гб на винчестере
Рекомендуемые требования
Pentium 4/Athlon XP 2 ГГц
512 Мб памяти
3D-ускоритель со 128 Мб памяти
1.1 Гб на винчестере
Ресторан на краю Вселенной
Хорошая глобальная стратегия не должна навязывать предусмотренный дизайнерами образ действий. Залог успеха GalCiv — свобода развития, обеспеченная глубокими и логичными правилами игры. Огрехи первой части, портившие удачную задумку, стали достоянием истории. Разумеется, через микроскоп на теле GalCiv 2 видны трещинки — ничтожные по сравнению с ее достоинствами и оперативно сглаживаемые «пятничными патчами». Не будем уподобляться тем, кто истерично требует от авторов выбросить наработки и сделать «как в Master of Orion 2».
Говоря, что игроку позволят самому выбирать методы борьбы за мировое господство, разработчики не лукавили. В начале партии мы можем подобрать эмблему, облик жителей (10 очаровательных мордашек) и звездолетов, но гораздо ценнее этой мишуры — решения о стартовых технологиях, положительных свойствах и политических идеалах. Тут нет «недостатков», характерных для MoO, и все же генерация расы прекрасна. Полученные народности отличаются главным — стилем достижения поставленных целей. А за одну из десяти готовых цивилизаций пусть играют пуристы.
Осознание того, СКОЛЬКО возможностей лежит у ног покорителя галактики, приходит после создания игрового поля. Именно в них заключено превосходство GalCiv над коллегами. Завоевание — очевидный, грубый и далеко не всегда лучший путь. К тому же и оно, и более тонкие методики неосуществимы без крепкой экономической базы.
Хозяйство в GalCiv 2 — сложный и продуманный механизм. Хребтом империй и федераций служат колонии, чья застройка теперь выглядит совсем иначе. Подсмотренный в Civilization список подрядов еще в силе, хотя число ячеек под здания не бесконечно и зависит от «класса качества» планеты. Некоторые клетки помечены особыми значками — там эффективнее возводить определенные строения. Важнейшая для понимания аксиома — специализация всего и вся. Миры, насыщенные заводами, лабораториями и посольствами принесут на порядок больше пользы, чем солянка из бездумно натыканных «социальных проектов». Облегчают нелегкую долю управленца губернаторы. В отличие от MoO 3, милые ребята не лезут не в свое дело, а лишь автоматически модернизируют устаревшие постройки (если включить функцию в меню). В их же компетенции — удобная навигация по «точкам сбора».
Разобравшись с подотчетными мирами, мудрый правитель примется изучать сектор. Бросающиеся в глаза «цветные» районы — не суверенные «внутренние воды» соседей-гуманоидов, а их сферы влияния. В GalCiv квадранты «принадлежали» кому-то одному; здесь же бывают и более запутанные ситуации. Очутившись по ту сторону «границы», окраинные аванпосты рискуют поддаться на сладкие речи неприятеля и вывесить белый флаг без единого выстрела. Кстати, в системе могут «осесть» сразу несколько цивилизаций.
Получила развитие идея космических станций — они действуют строго в ограниченном радиусе. Самый жирный ломоть достался торговым представительствам. Пути «челноков» отмечены на карте, что помогает размещать базы максимально выгодно. Пока не начнется полномасштабное побоище, коммерция будет той палочкой-выручалочкой, которая не раз спасет вас от банкротства.
Финансовые неурядицы — событие распространенное и опасное. Местная экономика непохожа на привычные модели. Основной источник доходов — налогоплательщики. Другое применение им найдется исключительно во время колонизации и службы в космопехоте. Вроде все ясно, наращивай популяцию да стриги купоны. Но перенаселение бьет по морали и, как следствие, терпимости к поборам. При этом производство, наука и прочие отрасли никак не связаны с числом жителей, зато с радостью пожирают дензнаки, отобранные у виртуальных человечков. В итоге найти баланс ползунков «приход/расход» и распределить кредитки между учеными, корабелами и инженерами не так уж легко. Дадите волю фискалам — недовольный электорат проголосует сердцем. Ослабите хватку — безнадежно отстанете от соперников. Ведение хозяйства наскучивает только при бездарной реализации. В GalCiv 2 оно попрощалось с ролью обслуги, однако не стало рутинным; в следующей партии вряд ли удастся разбогатеть по однажды сработавшей схеме, и искать выход из непростых положений приходится постоянно. Лично я всегда уважал стратегии, где условные рефлексы значат меньше, чем анализ и здравый смысл.
За гранью добра и зла
Рано или поздно наступает период активных действий — ведь нам нужен мир, желательно весь. Впрочем, о чадящих лазерах мы поговорим чуть ниже. Двигаться к победе можно намного изящнее. «Бархатные революции» — очень заманчивый вариант, хотя контролировать умы трех четвертей носителей разума тяжело. Не подослать ли к агрессору шпионов? Информация — это хорошо, а вот навредить подлецу нельзя, поскольку диверсионной работе агенты не обучены. Вдобавок рыцари плаща и кинжала мгновенно опустошат вашу казну. Как насчет чего-то более реального?
Например, выигрыш при помощи дипломатии. Взаимоотношения рас в GalCiv 2 стали еще занимательнее; правда, визуальных изменений немного — на мониторах снова появятся окошки обмена a la Civilization 3 и знакомый экран United Planets с голосованием за «правила игры». По косвенным признакам заметно, что AI поднаторел в интригах и научился двойной игре. Будучи союзником, он подкармливает врагов технологиями и валютой, а в минуту вашей слабости не колеблясь всаживает нож в спину. Припишите сюда его мастерское обращение с доступными ресурсами и адекватные реакции на поступки игрока. Причем искусственный стервец выезжает не на форе в 500% ко всем мыслимым параметрам. Просто он умен настолько, насколько вообще возможно на текущий момент.
С течением времени моральный облик расы меняется. Все зависит от того, нравится ли вам вести экспансию огнем и мечом, или вы не прочь поступиться выгодой ради идеалов гуманизма и гармонии. После изобретения философской доктрины Good and Evil можно окончательно уточнить свои предпочтения. Желаемое мировоззрение не совпадает с предыдущими деяниями? Придется купить индульгенцию. Если бы не оригинальные бонусы, щедро выдаваемые тьме, свету и адептам нейтральности (!), Stardock следовало бы серьезно пожурить. К тому же расам одинаковой ментальности проще найти общий язык, а плюсы и минусы к настроению собеседника тщательно протоколируются. Налицо сходство с Civ 4, только здешние «религии» оставляют куда более приятное впечатление.
Когда планетам больно
Война по-прежнему состоит из двух фаз — наземной и космической. Удачный десант — комбинация численного и технического перевеса. В безвоздушном пространстве все намного сложнее. Дизайнеры Stardock разделили оружие на три типа, от которых спасают соответствующие им три вида брони. Корабли можно объединять во флоты (их размер ограничен знаниями в логистике). Рецептов на все случаи жизни нет, и надзор над армией — увлекательный, творческий процесс, несмотря на декоративность тактических битв. Истребители или линкоры? Оборона или нападение? Сенсоры или адамантовое покрытие? Универсальные или напичканные одними лазерами? Взаимодействие с укрепленными станциями или рейды в тыл противника?
Готовиться к сражениям даже интереснее, чем воевать. Построить «Непобедимую армаду» поможет превосходный конструктор кораблей. Он совершенен, ничего подобного в 4X-стратегиях пока не было. Stardock вполне могла бы продавать его как самостоятельный продукт. В вас есть хоть капелька дизайнерского таланта? Немедленно приобщайтесь. Беседы о сборке звездолетов порой длятся часами, но лучше один раз увидеть, какие произведения искусства (осторожно, высокое разрешение!) создали фанаты. И не забывайте, что шедевры ручной выделки обитают и за пределами поля боя — они действительно «бороздят трехмерные просторы Большого театра».
Тысяча и одна мелочь
Нередко мы сталкиваемся с тем, что сумма выглядит менее аппетитно, нежели ее слагаемые по отдельности. К счастью, уравняв в правах «голубей» и «ястребов», разработчики не остановились и сделали их существование простым и комфортным.
Американская компания долго оттачивала мастерство на программах по оформлению рабочего стола, и этого не скроешь. Одно нажатие кнопки — экран свободен от лишних элементов. Еще одно — весь богатый инструментарий снова под рукой. Не останутся внакладе любители высоких разрешений — плашка играючи растянется во всю ширину. Любое меню находится на расстоянии пары щелчков мышью. Единственная накладка — мизерное количество всплывающих подсказок, да и ее компенсирует интуитивность и продуманность интерфейса.
Управление по-настоящему удобно. Податливая камера снабжена кучей настроек и фиксированными ракурсами. Если уйти в бездну, планеты и звездолеты превратятся в наглядные значки. О событиях и тенденциях извещают посредством пиктограмм, еженедельных отчетов и новостей GNN. Фильтры для мини-карты, «точки сбора», уместная автоматика, «горячие клавиши», обезжиренный микроменеджмент — Galactic Civilizations 2 пропитана заботой об игроке. Даже погружение в дебри таблиц и графиков — не только обязательное, но и очень приятное занятие.
Похвалы достоин и юмор, напоминающий о книгах Дугласа Адамса (Douglas Adams). Покорить циклопическое «древо технологии» стоит хотя бы ради занимательного чтения. Локализаторам придется попотеть, чтобы сохранить дух литературного труда. Он мог бы разойтись в полную силу в сюжетной кампании, но то, что сейчас носит это гордое имя, вряд ли отвлечет вас от бесконечных «зарубов» в «Sandbox». Будем ждать аддон?
* * *
Galactic Civilizations 2 — великолепный подарок поклонникам космических стратегий, один из лучших сиквелов последних лет, расширивший концепцию первой части и открывший ее недоступные ранее глубины. Отличное средство вспомнить о временах, когда вы ложились спать в 4 утра. Или не ложились вообще.
P.S. Недостатки? Здесь совсем нет мультиплеера, а играть против AI в конце концов надоест. Но кто знает, быть может, Брэд Уорделл (Brad Wardell) просто пожалел наших родственников?