Серия игр про летучий розовый шарик о ручках-ножках по имени Kirby - не самая популярная из Нинтендовских гигантов. Игры с Кирби не имеют крупнейшего бюджета или армии поклонников, собираемая ими пресса и продажи намного слабее, чем даже у Метроида или Данки Конга, не говоря о Покемонах с Марио. Но по показателю cuteness (русское слово «миловидность» даже близко не подбирается к запредельному уровню здешнего «кавая») любое творение HAL labs оставляет позади и Пикачу, и Принцессу Пич и всех пушистых нинтендособачек вместе взятых.
Сейчас речь пойдет о самом технически продвинутом и единственном пока трехмерном платформере о накачанном воздухом обжоре, который прекрасно подходит для геймеров всех возрастов и уровня подготовки.
Как две капли
Главной проблемой, или же отличительной чертой всех игр про Кирби, начиная с Kirby's Adventure, вышедшей на NES в 1993 году, была их невероятная похожесть друг на друга. Эволюция от серии к серии минимальна. Почти что каждый платформер про розовый шарик состоит из поедания врагов, получения их способностей и добрейшего обаяния для дошкольников, на которое так падки некоторые взрослые дети. Можно взять Kirby Dream Land 3 для Super Nintendo и почти свежий Mouse Attack для Nintendo DS 2007 года выпуска – и не найти 10 отличий.За два десятка лет визиткой серии стал и простейший левел дизайн, и редко обновляющийся бестиарий. Так, впрочем, обстоят дела во многих играх с долгой историей, взять хоть ту же Кастлеванию. Но Кирби под довлением лет превратился в эдакий олдскульный посыл с респауном врагов и прочими нарочито восьмибитными вещами, явно нацелившись на небольшую прослойку добродушных геймеров-стариков. Положение вещей меняла буквально пара игр (если не считать гонки, пинболы и прочие сборники): Kirby Super Star (для SNES и DS), Kirby Canvas Curse (опять для DS), да вот эта самая Kirby 64: The Crystal Shards (далее сократим до простого и привычного CS или логичного K64), робко шагнувшая в три измерения.
В компании Дюка Нюкема
Отчего было не шагнуть, когда на дворе 2000 год, и все подряд, даже червяк Джим и Бельмонт, истребитель вампиров, перебираются в царство полигонов и текстур. Предмет данной рецензии появился 10 лет назад на консоли Nintendo 64. Собственно, трехмерным было только исполнение – а вот игровой процесс остался плоским, как рыба-прилипала – и все так же предлагал бегать слева направо (и изредка снизу вверх), плавать и парить, накачивая себя воздухом и разношерстными противниками. На шершавом языке плаката такой геймплей называют «2,5 D», наш человек мог видеть его в другой милейшей игре – Klonoa для Playstation/Wii. Хотя скорее всего видел в Duke Nukem: Manhattan Project.Но и одного исполнения вполне хватало. Цветастый и яркий, звучный и сочный платформер уже в начале «нулевых» становился редкостью, а K64 был именно таким. Пусть простенькое, с небольшим количеством полигонов на персонажа, но безупречно отполированное и стилизированное кое-где под цветные карандаши «тридэ» отлично соответствовало общему дизайну серии. Не самый высокий уровень детализации легко может оправдываться малым размером игры – в ничтожные 32 мегабайта умещены аж семь планетоидов с пятью уровнями в каждом. Запуск розового шарика в местный космос произошел по вине Темной Сущности (Dark Matter), напавшей на планету Rippling Star, и разбившей защитный кристалл на маленькие осколки. Собирать которые нам и предстоит всю игру.
Как стать холодильником
В каждом этапе спрятаны ровно три таких маленьких куска горной породы. Иногда они лежат прямо на дороге, иногда их надо выбить из врагов, но чаще всего они запрятаны в пыльном тихом месте, добраться в которое можно только обшарив весь уровень. Честно говоря, собирать осколки до последнего не очень обязательно – но без всей сотни не откроется секретный мир и настоящая концовка. Как обычно, гик-фансервис. Но по мере прохождения замечаешь, что некоторые кристаллики томятся взаперти за оформленными разноцветной шахматной клеткой стенами. Стены эти так просто не разбить.Вот тут-то начинается самое интересное нововведение этой серии, перекочевавшее в некоторые следующие части. До сих пор Кирби был прожорлив в меру, и в его растягивающемся нутре помещался один враг, передававший герою свою способность. Теперь же огурманившийся за годы однообразной диеты пупс может съесть двоих сразу – и совместить их атаки! Не считая многочисленных «беспартийных» врагов, мы имеем 7 типов спецпротивников - типа «Огонь», «Электричество», «Лед», «Камень», «Нож», «Бомба» и «Игла». Причем одну способность используют несколько видов врагов. Например, огнем заведуют и обычный живой файерболл в кроссовках, и маленький красный дракончник и даже безобидная с виду птичка. Такое богатство выбора открывает перед игроком десятки и сотни комбинаций – и только определенные из них могут вскрыть те самые специальные «шахматные» стены. Варианты слияний невероятны и непредсказуемы.
Вполне логично, что при переваривании врагов типа «Камень» и «Бомба», Кирби получит возможность взрывать все вокруг динамитом. Не так понятно получение джейдайского двойного меча при интеграции «Электричества» и «Ножа». Но вот от соединения «Льда» и «Электричества», Кирби, конечно, превращается в ХОЛОДИЛЬНИК, убивающий гадов пирожными и ягодами. Вариантов полно, есть сверхсильные, сносящие пол-экрана одним мановением, а есть совершенно непригодные даже для простейшей атаки на ближайшую птичку. За экспериментами и подбором нужных комбинаций можно проводить часы, веселясь как ребенок и радуясь очередной выдумке создателей.
Пингвин и другая живность
В подобном развеселом стиле проходят все 35 жизнерадостных уровней. По мере спасения вселенной к каплевидному герою присоединяются девочка-художник Аделина, способная оживлять выведенные кистью рисунки, и Король Дедеде, гигантский пингвин, владыка Страны Снов, вечный противник Кирби, столь же регулярно принимающий сторону добра. Участие художницы в действии невелико – она лишь изредка подкидывает призы и головоломки, а вот Царем Пингвинов можно будет и поуправлять. Силач Дедеде вооружен огромной киянкой, проламывающей стены с пары ударов. Вообще, те несколько моментов, в которых антарктическая птица таскает Кирби на спине, сделаны настолько приятно, что недоумеваешь – как это HAL до сих пор не посвятили Королю отдельную игру. Харизмы его величества хватило бы на чудный спин-офф.Но вернемся из суровых пингвино-мечтаний в карамельную реальность. В реальности первая трехмерная игра с Кирби получилась куда как более вдохновляющей, чем одноименный пылесос - в отличие от него, она умеет засасывать в себя полностью. Пусть даже на короткий промежуток времени, но от платформера для начинающих, для самых маленьких даже, ничего серьезного и долгого не требуется.
Жаль конечно, пропавших куда-то животных-помощников из предыдущих частей, например гигантского хомячка Рика, но разнообразия хватает и так. (Для фанатов: Кирби может превращаться в каменные статуи этих зверушек, экпериментируйте!) Например, введено много уровней под водой и на воде, а общая сложность даже немного возросла, по сравнению с предыдущими поколениями сериала. Обидно, что малый размер картриджа не позволил озвучить персонажей, но зато музыка получилась "въедливая", резвая, подгоняющая игрока вперед. А еще - серьезный прогресс - сценки между уровнями можно проматывать. Кто играл на N64, тот должен знать, как надоедают порой в тамошних эксклюзивах пятиминутные ролики на движке, которые нельзя пропустить.
В общем, как простенький платформер «чисто для расслабона», на одни выходные CS подходит чуть ли не идеально. Здесь позволю себе заметить, что эмулятор Nintendo 64 прекрасно работает даже на слабеньких компьютерах, а кроме того, игра выходила на Wii Virtual Console. Ну а вслед за K64, кто знает, вдруг и к вам прицепится этот «кавай», придет любовь ко всепожирающей розовой капле.