Если кто не слышал о серии Total War, то его игровой опыт или ничтожно мал, или вовсе отсутствует - непотопляемая, ставшая уже нарицательной комбинация TBS и RTS от Creative Assembly завоевала целую армию фанатов и чувствует себя преотлично даже спустя более чем десяток лет с момента выхода первого Shogun. За всё это время в конкуренты «Тотальной Войне» никто особо не набивался, и потому новость о разработке схожей по механике игры от практически неизвестной венгерской Neocore Games сразу привлекла внимание. Речь идёт о, конечно же, King Arthur: the Role-Playing Wargame.
Помнится, в одном из обсуждений первого «Артура» прозвучала фраза, мол, бои там – не главное; как ни удивительно, это, казалось бы, противоречащее жанру игры заявление на деле вышло самым лаконичным и правильным. Да, в KA есть битвы – много битв – и без тактических манёвров можно даже не надеяться в них победить, но стержнем проекта стали не побоища на свежем воздухе, а сюжет и атмосфера. Игра предлагала причудливую смесь из легенд о короле Артуре и рыцарях Круглого стола, реальных исторических фактов и выдумок самих разработчиков, обильно сдобренную с любовью созданной атмосферой мистики и оживших мифов.
Короче говоря, первый King Arthur благополучно отгремел, собрал свою личную гвардию почитателей, обзавёлся тремя дополнениями, - и стал закономерно перерастать в полноценный сиквел. Игроки вновь услышали знакомые обещания про «больше, лучше, сильнее», и теперь им предстоит узнать, насколько правдивыми оказались эти обещания.
King Arthur II: Обзор
King Arthur II: Обзор
Вот за такую красоту мы и будем бороться!
Если не вдаваться в подробности, то перед нами практически полный аналог оригинальной King Arthur. Изменений в механике так же мало, как и в Mass Effect 2 по сравнению с первым ME, но при этом они и не менее сильно меняют общее впечатление от игры. Сиквел «Артура» стал масштабней, мрачнее и серьёзней, и проделал хорошую работу по самосовершенствованию. Итак!
Кто помнит, кто забыл, а кто и вовсе не знал, но под конец первого KA нам удалось собрать под своим началом множество великих героев, отыскать Святой Грааль и объединить всю южную Британию. К сожалению, установившиеся мир и процветание длились недолго, и в результате череды загадочных событий Грааль был уничтожен, а Артур серьёзно ранен. Как и предвещали древние легенды, вместе с королём начало страдать и его королевство, и в довесок к помрачневшим лесам да оскудевшим полям в мир смертных повадились забредать некогда изгнанные оттуда чудовищные Фоморы. Пока горстка верных вассалов пыталась спасти Истинного короля в чащах волшебного леса Бедегрейн, королевство раскололось на уйму мелких феодов, в которых в лучшем случае нарисовался свой собственный «король», а в худшем – начали хозяйничать всевозможные демонические твари…
King Arthur II: Обзор
King Arthur II: Обзор
Они тоже не признают нашу королевскую власть!
Разумеется, нам придётся это дело поправить, и разгуляться есть где – карта увеличилась раза в два-три и предлагает установить контроль над целой уймой феодов разного пошиба. Пускай эти земли больше и не приносят никаких доходов (деньги добываются только в результате соглашений и Приключений, а так же даются за победы в сражениях), зато дают различные бонусы для владельца; кроме того, именно от имеющихся в феодах поселений зависит, что мы сможем строить и улучшать, давая бонусы различным типам войск, предоставляя уникальные типы юнитов или открывая доступ к некоторым специальным действиям на глобальной карте. К слову сказать, силовой метод подчинения новых земель не единственный, и важную роль теперь будут играть наши политические, религиозные и моральные решения. Правда-правда, теперь на каждом шагу стоит задуматься о том, кто и как может отнестись к нашим действиям, и текстовые квесты – визитная карточка игр серии – зачастую требуют сделать выбор в пользу какой-то из сторон очередного конфликта или попытаться угодить всем. Поддерживать свою репутацию хорошей весьма полезно, ведь завоевав полное доверие соседа, его земли можно присоединить бескровно, а до того с ним можно заключать торговые сделки, дающие бонусы к эффективности отрядов или доходу, артефакты или влияние на исход последующих приключений. Политики – море, и порой за ход наваливается столько запросов на помощь в решении очередной конфликтной ситуации, что о боевых действиях и думать забываешь. Текстовые квесты просто шикарные, и многие из них по проработке и вариантам выбора могут заткнуть за пояс даже вполне себе неплохую RPG. Эффект погружения в происходящее усиливается не только увлекательностью происходящего, но и благодаря отличной озвучке всех (!) текстов – объёмная, но качественная работа!
King Arthur II: Обзор
King Arthur II: Обзор
Дайте рассказчику медаль, благодаря ему такие квесты стали ещё лучше!
Но квесты квестами, а взять в руки громадный двуручник и повести армию в бой придётся не раз и не два. Здесь игравшим в KA всё весьма знакомо (даже многие юниты не подверглись изменению), разве что в несколько раз увеличилась численность армий, появились летающие юниты, да поприбавилось волшебных существ. Но самым важным нововведением оказалась смена шкалы «Боевого духа» на «Магический щит» - если раньше для победы было достаточно какое-то время удерживать несколько специальных точек (всякие там руины и пр.), то теперь приходится постоянно следить за мощностью двух Щитов, своего и вражеского, потому как только они способны сдержать ужасающую мощь местных магов. Дело в том, что у Щитов есть четыре основных уровня мощности, а у заклинаний – соответственно четыре уровня «пробиваемости», и будь у вашего мага хоть трижды уберразрушительное заклинание, если Щит оппонента своей прочностью превосходит проникающую способность спелла, тот не нанесёт цели никакого урона (только повредит Щит). Того, кто придумал эту концепцию, впору носить на руках, ибо она невероятно разнообразит и заметно усложняет бои, заставляя пристально следить за поддержанием силы своего Щита и пытаться разрушить защиту оппонента, от чего буквально каждая стычка с магом будет такой себе встречей с мини-боссом (а есть боссы и полноценные, да). Расслабиться не дадут и рядовые оппоненты – ИИ приятно удивляет смышлёностью, обходит с флангов и активно пользуется заклинаниями от захваченных магических точек поля боя (их заклинания теперь не имеют ограничения по дальности применения, ещё больше усложняя планирование) – в общем, всячески мешает жить.
Что сражения, что скитания по глобальной карте сопровождаются отличным визуальным рядом и просто завораживающей музыкой. Их стилистика поменялась с учётом состояния нынешней Британии, раздробленной и угнетаемой, и яркие краски первой KA уступили место тёмным тонам и мрачноватым пейзажам сиквела – да, цвета приглушённые, зато реалистичные и дают +5 к Таинственности.
King Arthur II: Обзор
King Arthur II: Обзор
Горы, леса, туман… а скоро будет и тяжкий бой…
В рецензию не влезла ещё уйма мелких, но не менее важных, чем описанные, деталей. Например, возможность найма всевозможной монстрятины в так называемых «логовах» в захваченных феодах, особенности прокачки героев и кастования некоторых заклинаний (появилось время каста и возможность прервать подготовку заклинания оппонента), изменение в принципах доступа к новым типам юнитов и технологий и многое-многое другое. На ряду с нововведениями остались и многие наработки оригинальной игры вроде возможности женить своих рыцарей и сделать их феодалами, получая от этого различные бонусы и мирясь с имеющимися штрафами, градация допустимости действий в зависимости от времени года и тому подобные нюансы, но опиши я всё это, и без того немаленькая рецензия превратилась бы в настоящий гайд. Лучше я оставлю вам право ознакомиться со всем самостоятельно *лукавый смайл*.
Потому перехожу к итогам: Neocore – настоящий феномен современной игровой индустрии: в то время, как другие разработчики свои игры всячески упрощают, венгры «Артура» углубляют, прорабатывают и бережно расширяют, привнося много нового, интересного и органично сочетающегося. Более того, пока остальные мучаются в догадках, как создать уникальную и «настоящую» атмосферу, Neocore, похоже, может сделать это с закрытыми глазами - развитие идей и их реализации можно сравнить разве что с переходом от «Хоббита» к «Властелину Колец», и вторая часть действительно лишь преумножила всё то лучшее, чем запомнился оригинал, сделав огранку его драгоценного камня практически идеальной.
Плюсы:
тактические бои и текстовые квесты, атмосфера, графика и музыка, масштаб происходящего
Минусы:
требовательность к железу, не самая идеальная балансировка сил (что, впрочем, исправится патчами)
Итог:
это win!
P.S. Вообще-то, первый вариант этой статьи был опубликован ранее, но там было ограничение по объёму и срокам, и потому здесь я опубликую не просто оригинал той, вычитанной, статьи (а при вычитке пострадали некоторые утверждения), но и дополненный, расширенный его вариант.