Все, кто ждет неподдельных восторгов и бурных оваций в сторону авторов Heavy Rain, проходите мимо. Всех, кто готов за оскорбление гения главы Quantic Dream, Дэвида Кейджа, устроить несогласным операцию по пересадке головного мозга с использованием хирургической пилы, просим, сохраняйте хладнокровие. А лучше прикуйте себя наручниками к отопительной батарее, а ключи выбросьте в форточку. Всем, кто ждал от нас одобрительной отмашки перед покупкой этого интерактивного детективного триллера, мы говорим: «Извините». Не будет ни призывов бежать в магазины, ни транспарантов с алыми надписями «Шедевр!» и «Кейджа в президенты!». Будет только грусть и печаль, зябкий холод дождливой осени и самоубийственная депрессия.
Последнее произведение французской студии Quantic Dream выжимает из нас эмоции с отстраненной напористостью профессиональной прачки. Досуха и болезненно, вгоняя под ногти сложные этические вопросы, разрывая совесть на части при осмыслении последствий от совершенных действий и оставляя опустошенную душу корчиться в рыданиях. Потому что понимаешь: весь негатив – только от твоей собственной нерасторопности и неверных решений.
Откинувшись на спинку кресла после финала, погружаешься в воспоминания и анализ произошедшего. Становится горько и обидно, что помогал не тем персонажам. Что хорошие люди погибли из-за того, что, перенервничав, нажал не на ту кнопку. Что был слишком мягок со скотами, стараясь с ними сблизиться, а не прижечь глаголом их завышенную самооценку. Heavy Rain – это лотерея вероятностей, где последствия от выбранных вариантов действий слабо предсказуемы и часто приводят к совершенно противоположным результатам. Именно поэтому первое прохождение – самое ценное. Второе станет лишь поиском новых путей, неспособное подарить тех эмоций, когда не знал, не мог даже предположить, в какую сторону вильнет сюжетная линия в зависимости от нажатия кнопки «Х» или «О».
В незнании грядущего и одновременной возможности влиять на него состоит главная интрига Heavy Rain. Поэтому никакой просмотр прохождения на YouTube вам не передаст и толики тех эмоций, которые испытывает игрок при выборе лихорадочных мыслей-опций, крутящихся вокруг головы озадаченного героя. Постарайтесь почувствовать себя жертвой маньяка из фильма «Пила», решить за несколько секунд: отрезать собственную ногу или пристрелить оказавшегося с вами в камере парня, чтобы спасти своих близких. С подобными дилеммами тут приходится сталкиваться постоянно. Причем, нет окончательной прозрачности, а ту ли сторону мы защищаем, а не обернется ли слепое подчинение смертью, а может, есть другой выход? Назад во времени не вернуться. В случае гибели героя (одного, второго, третьего) история спокойно продолжит свое повествование.
И режиссер этого спектакля умело подбрасывает черный уголь в топку нашей депрессии. Он погружает нас с головой в промозглый ливень и заставляет сердце сжиматься от пронзительных мелодий, забрасывает в трущобы и дешевые мотели, грубо бьет морды и калечит тела героям. Людям, оказавшимся в центре этого криминального триллера нельзя не сопереживать, поэтому болеешь за них, как за родных, старясь выбирать правильные, верные варианты их поступков. А все мини-игры, которые возникают по мере накаливания обстановки, служат одной лишь цели: повысить напряжение игрока, заставить нервничать и психовать. Приходится мгновенно нажимать нужные кнопки, указывать направления стиком и трясти геймпад, стряхивая с себя навалившегося насильника. Зажимать сразу пять клавиш, чтобы взять его (себя!) в руки, выбивать барабанную дробь и крутить кусок пластика из стороны в сторону, бледнея от разворачивающегося на экране представления.
Впрочем, события в Heavy Rain посвящены не только расследованию преступлений маньяка, но также простой, бытовой жизни героев, в которой приходится принимать самое непосредственное участие: выполнять утренний моцион, готовить еду, укладывать детей в кровать и, если повезет, развлечься сексом – опять же, через мини-игру с нажатием кнопок. Как только пальцы не выкрутишь, чтобы удовлетворить ближнего своего…
Однако там, где заканчиваются эмоции, начинаются проблемы, главная из которых – сюжет. К счастью, авторы Fahrenheit не стали повторно впадать в маразм с древними проклятиями и инопланетянами. Перед нами классический триллер, с малой толикой киберпанка – агент ФБР предпочитает решать свои проблемы в виртуальной реальности. Вот только история получилась слишком… классическая. Многие сцены – чуть ли не дословные цитаты из популярных детективных фильмов. Иногда совсем неловко за авторов становится за дешевое копирование чужих идей. События связаны кое-как, многие из них откровенно притянуты за слоновьи уши, некоторые показывают, чтобы отвлечь внимание, перевести подозрение на другого персонажа, да так и остаются без объяснений. При первом-то прохождении на это не сильно обращаешь внимания. Думаешь, что сейчас на стол посыплются открытые карты. Но нет. Оказываешься в положении простачка, которого десять часов водили за нос, чтобы в итоге подставить на роль маньяка чертика из табакерки. А вот так. Не ждали?!
Начинаешь сводить концы с концами, искать логику в поступках персонажей, уже зная, кто из них кто, и не видишь, не веришь. Отовсюду торчит грубая белая нить, которой сшиты разрозненные участки истории. Хваленая многовариантность в итоге мало, почти никак не влияет на сюжет. Ну, покажут одну сценку взамен другой. Или вырежут. Толку радоваться, если нити в итоге сходятся в одной точке, личность маньяка не откроется раньше времени, а умереть герои могут только в ограниченном количестве сценок. История слишком линейна, чтобы на коробке с игрой красовалась гордая надпись «Любое решение может изменить всё». Враки это. При повторном прохождении единственным существенным отличием, которое мы заметили, стало получение новых трофеев в зависимости от поступков.
Впрочем, финал расставляет все по своим местам. Именно там, как в ролевых играх, нарезкой показывают, какое влияние оказали те или иные действия. Именно тогда-то и начинаешь рвать волосы на голове и обзывать Дэвида Кейджа нехорошими словами. Возможно, получи мы хэпиэнд, градус статьи был бы несколько иным. Но мы в итоге угодили в такое болото меланхолии, что захотелось удавиться чисто из чувства солидарности с погибшими героями.
О да, Heavy Rain – это генератор чистых эмоций: отчаянья и грусти, ненависти и любви, паники и решимости. Несмотря на вторичный и грубо сшитый сюжет, эта игра заставит вас, как никакая другая, переживать при первом прохождении. Возможно, авторы преследовали как раз эту цель. Не рассказать интересную историю, а сыграть лунную сонату на наших чувствах, подбрасывая ложные надежды и припечатывая сверху трагедиями. Да, они никуда не ведут. Но свое дело делают – от души в итоге остается раздавленное, опустошённое, трепыхающееся нечто, способное только жалостливо плакать в носовой платочек и биться головой об стену. А логика… плевать на логику. Цитируя одного из героев: «Некоторые вещи просто случаются».
Конечно же, Heavy Rain – это больше фильм, чем игра. Играть тут в принципе не во что, даже «расследования» не заставят вас ни высматривать улики, ни анализировать их: надо только подвести персонажа к большой такой иконке, а там он уж сам скажет, какую она для него представляет ценность. Если вы вдруг ненароком зашли в тупик (невозможная ситуация, но всё же…), то всегда можно послушать мысли героев. Те подскажут, в каком направлении двинуться. Просто и очевидно. Есть несколько моментов, когда перед носом возникает видимость головоломки, но решаются они обычным способом. Через всё те же мини-игры.
Управления в игре, помимо мини-игр, почти нет. Кнопка «R2» отвечает за движение вперед, поворачиваем героя на манер танка левым стиком, подводим к предмету с привязанной активной пиктограммой и любуемся заранее поставленной сценкой с участием виртуальных актеров. Еще можно менять положение камеры, что довольно часто приходится делать, поскольку она обожает показывать картину не удобства, а красоты ради, порой выбирая такие неподходящие углы, что теряешь ориентацию.
Но интерактивные ситуации – это мастерски поставленные представления. От Quantic Dream с их-то опытом сложно было бы ожидать другого, поскольку эта студия, помимо разработки игр, предоставляет услуги motion capture для киноиндустрии. Драки, погони, откровенные танцы – в реальности сложно получить лучшие сцены и более пластичных актеров. Собственно, у игр перед фильмами есть в этом плане один непробиваемый козырь: можно вылепить какую угодно куклу персонажа, спокойно подобрать свет и выгодный ракурс и, если не понравилось, легко заменить окружение, героя, интенсивность солнечных бликов и положение камеры. Единственное, что пока мешает – это несовершенство технологий, схематичная физика тел и мягких тканей. Не раз и не два во время прохождения Heavy Rain вы поморщитесь от вида местных поцелуев, броуновского движения апатичных кукол-статистов и бумажных полотенец. Авторы посвятили много внимания декорациям, и слишком мало – взаимодействию объектов друг с другом. Преступная халатность для проекта, отдельные скриншоты которого можно запросто перепутать с реальными фотографиями. Хотя в динамике этот детективный триллер выглядит намного эффектнее.
Превосходная работа со светом и материалами. Обилие мелких деталей в декорациях. Мастерская игра с фокусом и размытием изображения. Поразительная реализация стекающей воды – поверьте, вы подолгу будете замирать у окон в дождливую погоду и, прислонившись, наблюдать за сбегающими каплями. В глазах можно рассмотреть сложный рисунок радужки и пересчитать каждую ресничку. Состояние кожи в зависимости от возраста, наличие ассиметричных морщин на лицах, недавние шрамы и груз прошлых переживаний – по одному внешнему виду можно многое рассказать о персонажах. Еще бы мимика была более естественной, а движения губ совпадали с произносимой речью... Впрочем, русскоязычная версия игры получилась даже удачнее американского варианта. На уровне качественного дубляжа, во многих моментах переигрывая заокеанских коллег по экспрессивности и соответствию интонаций происходящим событиям. Накладки случаются, но нечасто.
Diagnosis
Отметим, что в данной статье мы старательно избегали рассказывать что-то конкретное о сюжете и персонажах. Убедились на собственном опыте, насколько даже предварительный просмотр роликов и скриншотов способен смазать впечатление от первого, самого драгоценного просмотра интерактивного фильма. Если вы решитесь выпить до дна этот депрессивный эмоциональный коктейль, забудьте на время про посещение тематических форумов и прочтение чужих комментариев, чтобы не лишить себя ненароком сюрпризов.
Данный проект не совершенен. Сюжет призван больше играть на чувствах, преподнося знакомые по фильмам ситуации и запутывая ложными намеками, чем рассказывать увлекательную историю. Графика и дизайн великолепны, но на их фоне слишком заметны огрехи физики. Музыка усиливает напряжение, звуки ливня погружают в черную меланхолию, но тягучая атмосфера запросто разрушается несовершенной технической частью: игра может намертво зависнуть, пропадёт речь в диалогах, пешеход в толпе вдруг прыгнет на голову коллеге. Среди фотореалистичных моделей персонажей нет-нет, да и попадется невзрачная полигональная кукла.
Для игры Heavy Rain предлагает слишком мало. Десять часов прохождения – и прописка на полке. Может быть, когда-нибудь, под настроение возникнет желание пересмотреть… Для фильма Heavy Rain слишком ординарна. Отчетливо прослеживаются работы Дэвида Финчера («Семь» и «Бойцовский клуб») и Джеймса Вана («Пила» и «Смертный приговор»). Да через пелену ливня просматривается весь Голливуд – настолько ординарные решения предлагают авторы.
Нам позволяют выбирать варианты развития событий и влиять на будущее, постоянно держат в напряжении мини-играми, но далеко не всегда так, как хотелось бы. В итоге оказываешься на месте героя Эдварда Нортона из фильма «Бойцовский клуб», когда неожиданно понимаешь, что виновником творящегося вокруг дурдома являешься ты сам, что локомотив событий уже не остановить, не повернуть, еще немного, и вагон с полюбившимися героями полетит в пропасть. Эмоции бьют черным фонтаном, как открывшаяся нефтяная скважина, надолго оставляя свой маслянистый, едкий отпечаток на мыслях и чувствах. Ни один другой игровой проект вам не подарит таких ощущений, не сможет так глубоко забраться под кожу и вцепиться холодными пальцами в душу. А вот стоит эта депрессия того или нет – решать только вам.
Диагностирует Евгений Васин
Сразу же после начала ознакомления с обзором, мне показалось: не-е-ет, так дело не пойдет, и сейчас мы с Виталием скрестим шпаги и начнем поливать друг друга аргументами. Думал, что этот как раз тот случай, о котором мы неоднократно говорили в новостях: игра или заставит в себя влюбиться, или же не подпустит к себе, не раскроется вам.
Однако ближе к середине статьи я начал осознавать, что со многим соглашаюсь. Даже с очень многим, но, конечно, не со всем. Уверен, если бы Виталий получил такую концовку, как и я в первый раз, градус статьи действительно был бы другим.
Очень мало игр заставляют тебя пускать слезу, Heavy Rain относится к их числу. И я лично рекомендую ознакомиться с этим проектом абсолютно всем, и не важно, какие у вас вкусы и пристрастия. Но, к сожалению, нам действительно слишком многое обещали, слишком нахваливали игру. Тем неприятнее было разочарование во время второго прохождения.
Да, Дэвид Кейдж предупреждал – не стоит проходить игру дважды, Heavy Rain у каждого должен быть свой. Но мы не послушали его. Да и не говорил он, что все обещания о новом виде интерактивных развлечений были слегка приукрашенными.
При втором прохождения разрушается магия игры, пропадает обманчивое чувство того, что твои действия действительно влияют на исход – нет, исход предрешен изначально. Казалось бы, в прошлый раз ты убежал от полиции, а в этот – сдался… Но только для того, чтобы через пять минут снова убежать. Меняется только набор роликов, но мы упорно движемся по рельсам, игра не допускает никакой самодеятельности, и это режет глаз при втором прохождении. Наблюдавшая за действием супруга постоянно просила что-то сделать героем, чего он не мог, предлагала логичные варианты действия, но мы не способны выйти за узкие рамки, установленные разработчиками. Конечно, головой понимаешь, что абсолютной вседозволенности и инвариантности в сюжетном триллере добиться невозможно, но надежда всегда умирает последней.
Что касается технических проблем, то я слышал о них, но ничего подобного у меня не было: загрузки по 10-15 секунд, ни малейших проблем с диалогами или звуком и т.д. Тут всё способствовало поддержанию соответствующей атмосферы. Возможно, дело в том, что я не поставил рекомендуемый при запуске игры патч…
Пересматривать Heavy Rain через какое-то время? Нет, не думаю, хотя я также не заметил особых клиширований и заимствований – я с удовольствием посмотрел этот фильм, увидел эту историю. Но все же большая часть моментов в игре интересна только при первом знакомстве. Уже, проходя ее второй раз, хочется пропустить многие сцены.
Безусловно, эта игра достойна куда большего количества лестных эпитетов, но это и так понятно. Не стоит сомневаться в том, что она порадует вас прекрасной картинкой и вызовет яркие эмоции. Но вот какими они будут…
Pro:
* Эмоциональный и жестокий детективный триллер
* Захватывающие сцены динамичных драк и погонь
* Интересный набор героев
* Возможность выбирать разные варианты действий, влияющих на дальнейшее развитие событий
* Десятки возможных финалов
* Мини-игры прекрасно дополняют и усиливают напряжение во время просмотра интерактивных сцен
* Отлично подобранное музыкальное сопровождение
* Печальная атмосфера дождливой, зябкой осени и одиночества
* Поразительное внимание к деталям – в окружении и моделях персонажей
* Долгое «послевкусие»
Contra:
* Многочисленные заимствования из популярных голливудских триллеров и боевиков
* Путанный, ординарный сюжет с многочисленными нестыковками и пробелами
* Технические проблемы (зависания, пропадание звука и пр.)
* Кривоватое управление движением персонажа
* Совсем одноразовая