Нежданно-негаданно… NVIDIA вдруг нанесла потрясающий контрудар в области самых мощных 3D-решений игрового класса. И эта же область является предметом престижа и популярности того или иного производителя графических процессоров. Впрочем, это все же не было столь нежданна-негаданно. Слухи о том, что NVIDIA намеревается заменить GTX 480 на что-то более производительное, ходили давно. Компания не может смириться с тем, что все же двухпроцессорный гигант от AMD Radeon HD 5970 является самым быстрым игровым ускорителем. Были слухи и о выпуске двупроцессорной карты на базе двух GTX 460, и о том, что GTX 480 вернут в исходное состояние, то бишь не станут больше урезать процессры и иные блоки, да и поднимут частоты. Последняя информация как раз и оказалась ближе всего к истине.
Итак, GeForce GTX 580 — это продолжатель дела GTX 480, только более производительный и эффективный, обладающий меньшим энергопотреблением и менее шумным кулером. Новый GPU был спроектирован с упором на большую энергоэффективность, и все архитектурные изменения направлены на повышение производительности при меньшем потреблении. Хотя назвать чип ревизией GF100 нельзя, так как в GF110 есть и некоторые аппаратные изменения.
Основные отличия нового графического процессора заключаются в том, что он имеет большее количество активных (включенных при производстве) исполнительных блоков, таких как потоковые процессоры и блоки тесселяции, а также — в увеличенных тактовых частотах GPU при меньшем энергопотреблении и менее шумном кулере.
Спецификации референсной видеокарты GeForce GTX 580
Частота ядра | 772 МГц |
Частота универсальных процессоров | 1544 МГц |
Количество универсальных процессоров | 512 |
Количество текстурных блоков/блоков блендинга | 64/48 |
Эффективная частота памяти | 4008 (1002×4) МГц |
Тип памяти | GDDR5, 384-битная шина памяти |
Объем памяти | 1536 МБ |
Пропускная способность памяти | 192,4 ГБ/с |
Теоретическая максимальная скорость закраски | 37,1 гигапикселей в секунду |
Теоретическая скорость выборки текстур | 49,4 гигатекселей в секунду |
Шина | PCI Express 2.0 |
Разъемы | Dual Link DVI-I,Mini HDMI |
SLI | Двойной SLI-разъем |
Энергопотребление | до 244 Вт (один 6-штырьковый и один 8-штырьковый разъёмы) |
Исполнение | Двухслотовое исполнение |
Рекомендуемая цена | 17999 руб |
В GF110 используются точно такие же потоковые мультипроцессоры (Streaming Multiprocessor) с тем же количеством вычислительных ядер (CUDA cores) в каждом, что и в GF100. Архитектурно новый чип, используемый в GeForce GTX 580, не очень сильно отличается от GF100, на котором основана модель GTX 480. Этот новый GPU использует ровно ту же конфигурацию мультипроцессоров, что и GF100, он состоит из кластеров графической обработки (Graphics Processing Clusters), каждый из которых содержит несколько потоковых мультипроцессоров (Streaming Multiprocessors), которые, в свою очередь, имеют в своём составе по несколько потоковых процессоров.
Нововведения в новой модели GeForce GTX 580 не ограничиваются лишь 3D-функциями чипа. Несмотря на то, что разница между указанным компанией NVIDIA потреблением для GTX 480 и GTX 580 составляет лишь 6 Вт (250 и 244 Вт, соответственно), замеры в реальных условиях дают несколько большую цифру — 20—30 Вт разницы. В пользу GTX 580, естественно. Другими словами, при потенциальном увеличении производительности на 20% (это мы проверим в следующих разделах материала) GTX 580 потребляет энергии где-то на 10% меньше.
Пониженное энергопотребление и модифицированный кулер, работающий более эффективно, должны привести к снижению шума. Новая система охлаждения использует технологию испарительной камеры, известную по оригинальным системам охлаждения некоторых производителей. Медная испарительная камера отбирает тепло у GPU, которое затем рассеивается при помощи большого двухслотового радиатора. В конструкции применяется вентилятор цилиндрического типа, он засасывает прохладный воздух изнутри корпуса и выбрасывает нагретый наружу.
Что также немаловажно, заявлено применение вентилятора с уменьшенной вибрацией и шумом, а новые алгоритмы управления частотой вращения «смягчают» раскрутку вентилятора при работе GPU с большой нагрузкой. По измерениям самой NVIDIA, новый кулер GeForce GTX 580 тише чем даже система охлаждения у GTX 285, не говоря уж про довольно шумную GTX 480.
Были внесены некоторые изменения и в систему мониторинга питания и нагрева. Если ранее видеокарты защищались от выхода из строя исключительно при помощи недопущения работы GPU при превышении критической температуры, то теперь проводится наблюдение и за энергопотреблением всей системы.
Новые элементы аппаратного мониторинга наблюдают за силой тока и напряжением на 12-вольтных линиях питания (PCI-E, 8- и 6-штырьковые дополнительные разъемы). Драйвер опрашивает значения этих параметров и может снизить тактовую частоту GPU при условии запущенных требовательных тестов стабильности, вроде Furmark и OCCT, если уровень питания превышает максимально возможный.
Это ограничение справедливо только в случае таких заранее предопределённых в драйвере приложений, но не в играх. На сегодняшний день ограничение работает исключительно в случае запуска приложения Furmark и при превышении возможностей линий питания. В таком случае драйвер вдвое понизит рабочие тактовые частоты GPU.
Выводы по синтетическим тестам
По результатам проведённых синтетических тестов новой модели NVIDIA GeForce GTX 580, основанной на графическом процессоре GF110, а также результатам других моделей видеокарт производства обоих производителей дискретных видеочипов, можно сделать вывод о том, что это — наиболее мощное решение для верхнего ценового диапазона, основанное на улучшенном чипе GF110, созданном на базе графической архитектуры Fermi.
Модель GeForce GTX 580 отличается улучшенной производительностью и потребительскими характеристиками, по сравнению с предшествующим ему решением — GTX 480. Новая видеокарта выделяется увеличенным количеством активных (не отключённых аппаратно) исполнительных блоков: ALU, TMU, PolyMorph; повышенной тактовой частотой, а также некоторыми архитектурными улучшениями: удвоенной скоростью фильтрации FP16 текстур и улучшениями в алгоритмах z-cull.
Благодаря всему этому, результаты GTX 580 выросли примерно на 20%, по сравнению с GTX 480, и во многих синтетических тестах именно эта карта стала новым лидером. Например, в тестах геометрических шейдеров и физических расчётов (имитации тканей и частиц в пакете Vantage, где также используются геометрические шейдеры), а также и других вычислительных тестах со сложными программами новый чип показал себя просто замечательно. Хотя лидерство в хорошо распараллеленных, но не слишком сложных по алгоритму расчётных задачах в тестах RightMark и Vantage, всё же остаётся за решениями AMD.
Небольшие архитектурные изменения в GF110, по сравнению с GF100, привели к росту результатов, но лишь в крайне ограниченном количестве тестов. В основном повышение производительности GTX 580 связано именно с увеличением количества исполнительных блоков и росту тактовой частоты GPU. Но и это неплохо, так как такой рост стал возможен не просто в рамках потребления GTX 480, но даже и с его снижением.
В итоге можно с уверенностью ожидать, что очень хорошие результаты GeForce GTX 580 в синтетических тестах, а также отличные теоретические характеристики будут подкреплены сильными результатами в следующей части нашего материла, где вы ознакомитесь с игровыми тестами из нашего набора. Предполагаем, что и в игровых тестах прирост скорости рендеринга GeForce GTX 580 над GTX 480 будет равен примерно 15—20%. И это позволит назвать новую видеокарту быстрейшим одночиповым решением на рынке на данный момент.
Статья представлена по данным сайта
Источник: