Приветствуем, геймер! Ты можешь или
16+
151631

Collector's Guru AQuaRity 69

186

"Это новый мир". Обзор Final Fantasy XIII

"Это новый мир". Обзор Final Fantasy XIII
Final Fantasy XIII - "Это новый мир". Обзор Final Fantasy XIII"Это новый мир". Обзор Final Fantasy XIII

Обозревать игру нового для себя жанра – конечно, безумие. Потому как любой фанат жанра раскритикует в пух и прах мои понимания о том, что хорошо, а что плохо в JRPG. Но я все-таки попробую. Потому что Final Fantasy XIII – первая за очень долгое время игра, о которой хочется рассказать всем. Которая захватывает настолько, что приходишь в себя в девять утра с красными глазами и понимаешь, что если после вот этого ролика не пойдешь спать, то рискуешь окончательно пропасть для общества.

"Это новый мир". Обзор Final Fantasy XIII
Final Fantasy XIII - "Это новый мир". Обзор Final Fantasy XIII"Это новый мир". Обзор Final Fantasy XIII

Lightning (Лайтнинг) – девушка с очень серьезным и скрытным характером. Скрывает даже своё имя. Она была офицером, но сейчас ее сестра Serah превратилась в кристалл. И ей приходится идти против закона, чтобы спасти ее. Пытается доказать окружающим, что сможет всё сделать одна и не нуждается ни в чьей помощи.
Final Fantasy XIII относится к жанру японских ролевых игр (JRPG). Вообще говоря, разделение ролевых игр на JRPG и CRPG (компьютерные) началось в 80-ых, а особенно было сильно в девяностых, когда японские игры стали активно экспортировать на запад, и любой игрок мог почувствовать разницу между, например, Fallout и Chrono Trigger. Особенности CRPG большинству читателей, я надеюсь, объяснять не нужно (смотрите Dragon Age). А вот японский поджанр отличают следующие черты:

  • Во-первых, бои на отдельных аренах. То есть существует глобальная карта, по которой перемещается герой, где можно брать квесты, торговать, прокачиваться, экипироваться. И все это в реальном времени. Но когда приходит время вступать в бой – окружение меняется, и герои переносятся на арену, где можно исключительно сражаться, притом в пошаговом режиме. После победы здоровье полностью восстанавливается, падшие сопартийцы оживают, и путешествие по глобальной карте продолжается.
  • Во-вторых, все герои, включая главного персонажа, имеют четко определенный характер и роль в сюжете. Если в CRPG внешность и мировоззрение подконтрольны игроку, то здесь приходится отыгрывать ту роль, которую заранее определили сценаристы. Сюжетные развилки в JRPG бывают крайне редко.

И хоть в наше время чистых представителей жанров осталось немного (большинство ушли в Action-RPG), основные каноны жанров еще соблюдаются, и в 2009 жанр CRPG выстрелил Dragon Age, а JRPGFinal Fantasy XIII.

"Это новый мир". Обзор Final Fantasy XIII
Final Fantasy XIII - "Это новый мир". Обзор Final Fantasy XIII"Это новый мир". Обзор Final Fantasy XIII

Sazh (Саз) – местный комический персонаж. В его прическе живет маленькая птичка чокобо и он очень эффектно стреляет из своих пистолетов. Пытается спасти сына.
FFXIII предельно красива. Бои блистают множеством первоклассных спецэффектов, пейзажи завораживают, а персонажи, созданные нестареющим Тецуя Номура, выглядят живыми и настоящими даже в простых сценках на движке. Что уж говорить о CGI роликах, которые рисуют нечто абсолютно запредельное. Картинка в них не уступает по детализации фильму Final Fantasy VII: Advent Children, и это при общей продолжительности видеовставок более 40 минут! При этом CGI-видео приходит на помощь только в исключительные минуты, когда с помощью игрового движка происходящее нарисовать невозможно. Например, праздничный салют, полеты на разных существах или кораблях… Или эффектное сражение Лайтнинг с солдатами в вагоне поезда, с которого и начинается игра.

"Это новый мир". Обзор Final Fantasy XIII
Final Fantasy XIII - "Это новый мир". Обзор Final Fantasy XIII"Это новый мир". Обзор Final Fantasy XIII

Мир Final Fantasy XIII состоит из двух враждующих полюсов – Pulse и Cocoon. Первый – дикая земля, по которой ходят динозавры и где очень мало людей, второй – искусственный технологический рай для человечества, висящий над поверхностью Pulse вопреки законам гравитации благодаря fal'Cie. Fal'Cie существовали на земле задолго до человечества. Огромные бессмертные существа, созданные из кристаллов и имеющие самую разную форму (от человекоподобного механизма до шара или змеи) больше всего напоминают фэнтезийных драконов. Они – самые интересные и опасные противники в игре. Fal’Cie могут превращать людей в l'Cie – меченых (в прямом смысле - появляется особая метка на теле), которые должны или исполнить предназначенное задание, или превратиться в нежить. Вокруг этих двух понятий и крутятся основные вопросы сюжета. Кто такие l'Cie – проклятые или избранные? Превращение в кристалл – хорошо или плохо? Можно ли сбросить с себя бремя l'Cie? Стоит ли верить всему, что говорят fal'Cie?.. И вопросы эти обязательно возникнут, потому что получать удовольствие от FFXIII, не вникая в сюжет, практически невозможно.

"Это новый мир". Обзор Final Fantasy XIII
Final Fantasy XIII - "Это новый мир". Обзор Final Fantasy XIII"Это новый мир". Обзор Final Fantasy XIII

Snow (Сноу) – неунывающий парень, из всего оружия предпочитающий свои кулаки. Его невеста Serah, сестра Лайтнинг, превратилась в кристалл, и он всюду носит с собой ее слезу.
Просто потому, что первые тридцать часов игра состоит только из двух частей: сюжетная линия и боевая система. Да и выбора прокачки в игре на данном этапе нет: за битвы дается опыт, но опыт этот тратится на линейное заползание вверх по дереву Кристариума. Проще показать, чем рассказывать:

"Это новый мир". Обзор Final Fantasy XIII
Final Fantasy XIII - "Это новый мир". Обзор Final Fantasy XIII"Это новый мир". Обзор Final Fantasy XIII

Оно конечно красиво, но не дает никакого выбора. Прокачка осуществляется исключительно зажатием кнопки "X" до тех пор, пока не кончится экспа. Пропускать шарики тоже нельзя. Трудно назвать разнообразием. Побочные задания также отсутствуют, и всё, что остается здесь, – бежать вперед по коридорам сквозь сотни монстров, от одной сюжетной сценки к другой. Рамки настолько жесткие, что в эти часы нельзя даже выбирать состав партии – сценаристы тасуют команду как хотят, и этим значительно меняют геймплей. А основная часть геймплея – это битвы. Пошаговые битвы на отдельных аренах, помните? Пришло время рассказать и о них.

Пошаговость здесь реализована с помощью шкалы действия, которая выглядит вот так (с левой стороны):

"Это новый мир". Обзор Final Fantasy XIII
Final Fantasy XIII - "Это новый мир". Обзор Final Fantasy XIII"Это новый мир". Обзор Final Fantasy XIII

Способности тратят один или несколько сегментов шкалы (на картинке несколько атак по одному сегменту, бывают и по два и по три), шкала восстанавливается со временем. По мере заполнения можно ей пользоваться снова, всё просто. В остальном же боевая система основана на трех понятиях.

"Это новый мир". Обзор Final Fantasy XIII
Final Fantasy XIII - "Это новый мир". Обзор Final Fantasy XIII"Это новый мир". Обзор Final Fantasy XIII

Hope (Хоуп) попал в команду случайно, Ваниль вытащила его покататься, и всё закрутилось так, что он не смог вернуться обратно. Постоянно переживает и чего-то боится.
Первое основополагающее понятие – роль. Ролей в игре шесть – commando, ravager, saboteur, synergist, sentinel, medic. Атака, стихийная атака (о разнице между ними чуть ниже), ослабление врага, усиление союзников, “танк” и медик. И в каждой роли персонаж способен делать только предписанное, так например, способность лечения других есть только в роли medic, а атаковать могут только commando и ravager. До 11 главы у каждого персонажа открыты для прокачки сначала две, а затем три роли из шести, что и рождает геймплейное разнообразие первой половины игры. Самая интересная комбинация – когда партия состоит из saboteur-medic и synergist-ravager. И в качестве противника подбрасывают кучки дерущихся друг с другом мобов, например, робот против двух собачек. Они дерутся между собой и не атакуют нас. И нужно ослаблять обе дерущиеся стороны так, чтобы после смерти одной стороны у второй оставалось процентов этак пять здоровья. Пожалуй, это самые тактически интересные эпизоды первой половины игры. Но представьте, сколько еще подобных комбинаций возможно, и как от этого изменится тактика.

"Это новый мир". Обзор Final Fantasy XIII
Final Fantasy XIII - "Это новый мир". Обзор Final Fantasy XIII"Это новый мир". Обзор Final Fantasy XIII

Поскольку в партии два или три персонажа, есть второе понятие – парадигма, набор ролей у трех персонажей в один момент времени. Например, commando-ravager-ravager для атаки, sentinel-medic-medic для лечения, sentinel-sentinel-sentinel чтобы пережить особо мощную суператаку противника. Набор парадигм выбирается до битвы, максимум шесть штук, и между ними можно и нужно быстро переключаться в бою. И да, напрямую можно управлять только лидером партии, остальные действуют автоматически в рамках своей роли.

"Это новый мир". Обзор Final Fantasy XIII
Final Fantasy XIII - "Это новый мир". Обзор Final Fantasy XIII"Это новый мир". Обзор Final Fantasy XIII

Парадигмы становятся важны ближе к концу игры, когда партия состоит из трех героев, которые знают минимум три роли каждый. И приходится выбирать шесть активных парадигм из двадцати семи возможных. Удобный универсальный набор – залог успеха 90% битв, но на боссах приходится иногда по десять минут думать и тасовать парадигмы, затем проигрывать и снова тасовать… И в этом глубина и гибкость боевой системы.

"Это новый мир". Обзор Final Fantasy XIII
Final Fantasy XIII - "Это новый мир". Обзор Final Fantasy XIII"Это новый мир". Обзор Final Fantasy XIII

Vanille (Ваниль) – совсем молодая кокетливая девушка с рыжими волосам и в яркой одежде. Родом с Pulse. Хранит много секретов.
И последнее важное понятие – stagger. Каждый удар по монстру наносит не только урон, но и определенный процент в шкалу справа вверху экрана. У каждого противника есть stagger point – точка этой шкалы (например, 200%), после преодоления которой, по этому врагу наносится в разы больший урон. При этом некоторые монстры в состоянии stagger перестают атаковать, некоторых можно подбросить в воздух, с некоторых спадает защита. Плюс значительно повышается вероятность повесить “дебафф”. Активация стаггера почти всегда означает победу, но не всегда это оптимальный выбор. Иногда битва проходит в разы быстрее, если вообще не смотреть на него. В этом и кроется разница между ролями commando и ravager – первый наносит сильный урон, но слабее увеличивает шкалу, второй – наоборот.

А технически битвы выглядят вот так:

"Это новый мир". Обзор Final Fantasy XIII
Final Fantasy XIII - "Это новый мир". Обзор Final Fantasy XIII"Это новый мир". Обзор Final Fantasy XIII

В меню слева четыре пункта – авто-бой, способности, технические умения и предметы. Начнем с конца.

  • Предметы – это аптечки, воскрешение падших союзников, противоядие. С использованием их количество уменьшается.
  • Технические умения используют особые очки, которые после битвы не восстанавливаются, и их надо тратить с умом. Сюда относятся такие способности, как мгновенное снятие всех ослабляющих эффектов с партии или вызов эйдолона, помощника, уникального для каждого героя и способного переломить ход даже почти проигранной битвы.
  • Способности зависят от роли персонажа и тратят шкалу действия. Это то, чем чаще всего пользуются в битве.
  • Авто-бой позволяет управляемому персонажу автоматически выбирать умения в рамках своей парадигмы как выбирает компьютер умения для сопартийцев. Позволяет не отвлекаться от быстрой смены парадигм, которая в некоторых битвах гораздо важнее способностей.

"Это новый мир". Обзор Final Fantasy XIII
Final Fantasy XIII - "Это новый мир". Обзор Final Fantasy XIII"Это новый мир". Обзор Final Fantasy XIII

Если описание боевой системы кажется вам слишком большим, значит вы отлично представляете себя на месте игрока в Final Fantasy XIII, где обучение самым азам растянуто на 3 часа. Первая половина игры – это преодоление. Преодоление затянутого обучения и медленно запрягающего сюжета, преодоление коридорности локаций и однотипности врагов… Преодолевать нетрудно, потому что привязываешься к персонажам, потому что ждешь следующей перепалки Сноу и Лайтнинг, ждешь какой повод на этот раз придумает Хоуп чтобы не идти с Ваниль… Но это надо преодолеть. Потому что добравшегося до 11 главы игрока ждет настоящая, большая и свободная RPG. Огромный мир Gran Pulse, по которому бегают диковинные пингвинчики, в небе проносятся птеродактили, а по большим полям ходят, сотрясая землю, самые сильные монстры игры – “черепадлы”. Где-то за горами ходит огромнейший Титан и периодически вздыхает так, что все небо затягивает черная пелена. Я его за это называю Эйяфьятлайокудль.

"Это новый мир". Обзор Final Fantasy XIII
Final Fantasy XIII - "Это новый мир". Обзор Final Fantasy XIII"Это новый мир". Обзор Final Fantasy XIII

Fang (Фэнг) – сестра Ваниль. Играет роль ее наставницы, умная и вспыльчивая.

И вот этот Gran Pulse – то, за что в игру влюбляешься окончательно. Здесь очень красиво, здесь наконец-то есть побочные задания, 64 штуки. Можно менять лидера партии и ее состав. Можно прокачивать любую роль у любого персонажа. Здесь есть монстры, вступить в битву с которыми - серьезный вызов тактическому мышлению и быстроте реакции, в предыдущих главах таких испытаний не было. Желающие могут конечно прокачаться по минимуму и пробежать вперед к финальным главам, но так играть в FF куда менее интересно. Родные персонажи здесь получают по уникальной суператаке – нечто предельно крутое, доступное только лидеру и использующее всю шкалу действия. Например, атака моей любимой Лайтнинг называется Army of One. Это серия мощных ударов, с помощью которой можно резко увеличить наносимый урон по противнику в состоянии stagger. Звучит обычно, но КАК она это делает! Эффектные взмахи меча, прыжки и сальто, киношные ракурсы… Только ради этого стоит посмотреть на суператаки персонажей.

"Это новый мир". Обзор Final Fantasy XIII
Final Fantasy XIII - "Это новый мир". Обзор Final Fantasy XIII"Это новый мир". Обзор Final Fantasy XIII

А Ваниль получает умение с милым названием Death. С вероятностью 1% немедленно убивает любого противника, сколько бы здоровья у него не было (кроме нескольких супербоссов, у которых иммунитет). С его помощью можно убить монстра, который в обычных условиях выносит партию с двух ударов. Но только с вероятностью 1%. Умение это дает огромный простор для занятия идиотизмом, например переигрывать сто двадцать раз битву с большим земляным шариком. Идиотизм тут в том, что в помощниках у большого шарика пять маленьких шариков, которые тоже неплохо выносят партию. Потому надо, чтобы Death сработал минимум три раза, дальше появится хоть какая-то возможность выйти из глухой обороны. Идиотизм, но ведь это работает, и даже приносит удовольствие! А ведь, как говорил кто-то, "..только совместные занятия идиотизмом могут указывать на настоящую духовную и душевную близость".

В Final Fantasy XIII есть душа.

"Это новый мир". Обзор Final Fantasy XIII
Final Fantasy XIII - "Это новый мир". Обзор Final Fantasy XIII"Это новый мир". Обзор Final Fantasy XIII

...и вот, отыграно уже 70 часов. Square Enix заботливо поставили таймер в меню паузы, чтобы игрок осознавал, насколько приятно и незаметно пролетают эти десятки часов. Получены почти все трофеи, осталось только убить двух супербоссов, раскачать всех персонажей до максимума и перепройти все миссии на пять звезд... Что, я не сказал, что за каждую битву дают звездный рейтинг? Уж извините, об этой игре слишком трудно рассказать в одном посте. Так что, давай я уже закончу свой рассказ. Думаю, ты прочитал достаточно, чтобы понять, что это за игра.

Это игра, которая будет тебе сниться

186
Еще в блоге
Интересное на Gamer.ru

39 комментариев к «"Это новый мир". Обзор Final Fantasy XIII»

    Загружается
Чат