Зомби-бум в разгаре, выходят все новые игры, основным сюжетом которых является нашествие бездумных мертвецов, а зомби-апокалипсис уже давно стал настолько привычным событием, что о нем разве что бабушки у подъезда не разговаривают. Почему же многие разработчики и игроки проявляют такое потрясающее единодушие в симпатии к этим кровожадным бестиям?
А много ли игр про зомби? Закономерный вопрос, давайте прикинем. Очень важной является в этом отношении вся серия Resident Evil, надежно застрявшая в сознании зрителей и порадовавшая нас в этом году такими проектами как Resident Evil 5, Resident Evil Archives: Resident Evil Zero, Resident Evil: The Darkside Chronicles, и Resident Evil Archives: Resident Evil. Где-то недалеко по уровню значимости стоят Left 4 Dead и Left 4 Dead 2. Поблизости от них клацает зубами серия Dead Rising с вышедшим в этом году Dead Rising: Chop Til You Drop и заявленным на будущее Dead Rising 2. Да еще и выход Dead Island ожидается.
Dead Rising 2. С детства музыку люблю!
Думаете все? ничуть не бывало! В одном только этом году вышли Zombilution, Nation Red (Зомбилэнд), Zombie Driver, Zombie Shooter 2, дополнение к Borderlands The Zombie Island of Dr Ned и даже зомби-казуалка Plants vs. Zombies. Кто скажет, что это не тянет на тенденцию, пусть первый бросит в меня камень.
Какого только сеттинга нам не предлагают эти проекты. Даже игру за зомби против выживших или уничтожение ходячих мертвецов за рулем машины вместо традиционных пеших прогулок с автоматом наперевес. Но одно в этих играх остается неизменным – мир, полный зомби, готовых сожрать все, что движется, и не является при этом зомби.
Zombie Driver. Давить можно не только интеллектом.
Теоретически, можно было бы добавить сюда все игры, в которых только встречаются зомби, но это было бы неправильно, поскольку в них эти милые зверушки появляются только в качестве разновидности врагов, а мы говорим о совершенно конкретном игровом мотиве – нашествии зомби.
Только вот причины популяризации этого мотива различные, поскольку здесь, существует две стороны – разработчики и аудитория. И причины любить или не любить зомби у них, разумеется, разные.
Разработчикам эта идея, безусловно, выгодна. Прав был кто-то, кто сказал, что зомби являются новой персонификацией мирового зла. Некоторые… да что там, большинство игр требует какой-то силы, которой необходимо противостоять. Некоторые разработчики стараются проявить фантазию и создать что-то свое. Это, обычно, выливается в какое-нибудь нашествие инопланетян или Темных Сил. Фантазия здесь проявляется, как правило, в наделении этих противников собственной мотивацией и раскрытием злых персонажей не слабее, чем добрых.
Resident Evil: The Darkside Chronicles. Стоят рядком, но вряд ли споют…
Если же фантазия хромает или вовсе не работает, то инопланетяне и Темные Силы превращаются просто в тварей, которые все хотят ломать, и в действиях которых разбираться – гиблое дело. Только вырезать как класс. А некоторые предпочитают других клишированных противников – нацистов, например, или армии государств, представляющих наибольшую на настоявшее время военную угрозу.
Теперь на смену этим толпам пришли зомби и подгнившими своими зубками выгрызли уютную такую нишу в рядах Главных Врагов Человечества. Сидят себе там спокойненько да покусывают периодически каких-нибудь соседних китайских спецназовцев и зазевавшихся гоблинов.
Resident Evil 5. Собаки-зомби это было оригинально… давно.
Чем же они удобны? Все очень просто. Во-первых, изобразить зомби куда проще, чем какую-нибудь фэнтезийную тварь или представителя инопланетной расы. Достаточно сходить на экскурсию в морг и законспектировать увиденное. Основные силы армии зомби выглядят примерно одинаково. Если хочется применить проснувшуюся фантазию, всегда можно придумать несколько разновидностей врагов – каких-нибудь особенно продвинутых зомби.
Во-вторых, поведение зомби это тоже довольно известная, предсказуемая и, практически, готовая модель. Преимущественно, это многочисленная толпа кровожадных ублюдков, жаждущих вашей плоти, не реагирующая на потери в собственных рядах и медленно, но настойчиво движущаяся в направлении выживших.
Иногда, хоть и нечасто, последний пункт нарушается. К примеру, зомби из L4D бегают очень даже шустро. Тем не менее, измененный третий пункт не отменяет «кровожадности ублюдков» и полного игнора отстрела себе подобных.
Dead Rising: Chop Til You Drop. Пропустите, товарищи, у меня в этом магазине скидка.
В-третьих, создание игры с участием зомби накладывает довольно определенные требования к искусственному интеллекту противников. Даже в исключительных случаях (речь идет об экспериментах Valve с «режиссером») стратегия поведения зомби примерно одинаковая – ломиться на вас большой кучей, давя на психику численным превосходством. В этом случае редко возникает вопрос о том, почему же враги такие тупые. Ясное дело, у них же мозг сгнил. Вы ведь не станете возмущаться тому, что группа зомби не начинает использовать укрытия, отстреливаться и применять тактическое маневрирование, заметив ваше присутствие?
Так что зомби это очень удобный вид врагов, который естественным путем скрывает недостаточный профессионализм разработчиков, либо служит настоящим вызовом для тех, кто хочет сказать что-то новое в очень заезженном и очень косном мотиве. Это по-настоящему сложная задача.
Zombie Shooter 2. Я в вашу партию вступать не собираюсь!
Тем не менее, зомби настойчиво штурмуют сознание геймеров, появляясь то в одной, то в другой игре, и иногда даже вытесняя своих конкурентов. Фактически, эволюцию из традиционных нацистов в популярных зомби можно наблюдать в проекте Wolfenstein.
Что же касается позиции аудитории, то она куда больше, чем «беру, что дают». Ведь если бы эта тема не вызывала у публики интереса, то просто не пользовалась бы спросом. А какой смысл делать игру, обреченную на провал? Хотя, некоторые умудряются, но не о них сейчас речь…
Borderlands. Стенка на стенку.
Дело все в том, что игры, в которых нужно постоянно думать, в кого стреляешь, с кем контактируешь и куда идешь, имеют свою обратную сторону. Они неизбежно вызывают желание «всех убить, одному остаться». Для выхода таких эмоций и служат игры, врагами в которых являются в том числе и зомби. Проще говоря, иногда геймерам просто хочется «мяса». И игры про зомби в этом отношении являются очень подходящими, хоть мясо у них и с гнильцой.
Кроме того, идея зомби-апокалипсиса обязана своей популярностью распространенной детской фантазии о том, что было бы, если бы все (ну, или почти все) люди на Земле исчезли. В данном случае не исчезли, а превратились в естественных врагов, чтобы «скрасить одиночество».
Left 4 Dead 2. Хотели «мяса»? Ловите – вот оно летит.
Так что, каким бы банальным и заезженным ни казался этот мотив, он еще довольно долго не потеряет актуальности. А если и потеряет когда-нибудь, то на смену ему придет что-то старенькое, поскольку все возможные сюжеты, вроде бы, уже перебрали…