Все вы наверняка смотрели фильм "Армагеддон", в котором команда не профессиональных астронавтов спасает Землю от огромного астероида. Там еще Брюс Уиллис снимался. Тогда фильм казался мегакрутым, его формула была во многом в новинку. Однако есть одна игра, сюжет которой создан с таким же размахом, только ориентирован не на WOW-эффект, а на размышления, во многом философские. И создана эта игра была студией Lucas Arts, той самой, что подарила нам движок SCUMM, игры Monkey Island, Sam & Max, серию игр о приключениях Индианы Джонса и многие другие замечательные квесты. Почти всегда эти игры были не серьезными, в них не было какой-либо сложной психологической подоплеки. И они были веселыми. Но вот случился The Dig.
Этот квест даже не воспринимается как игра, он похож на интерактивный фильм, в котором вам отводится роль силы, которая будет направлять героев в русло сценария. Это история о команде из астронавта (которого, кстати, озвучивает Роберт Патрик), репортерши и геолога, которые, как и нефтяники из "Армагеддона", отправились на астероид, приближающийся к нашей планете, дабы отвести угрозу. Только финал у этой истории оказался иным. Взрыв бомбы не сильно повредил космическому булыжнику, он открыл астронавтам доступ в нутро глыбы, которая оказалась древним космическим кораблем с очень далекой планеты. Герои нечаянно (не без помощи игрока, конечно) активируют корабль и в мгновение ока попадают на ту самую планету, с которой звездолет был запущен. Ну а дальше начинается сложный и местами закрученный кренделем сюжет, полный психологии, эмоций и приключений...
Конечно, можно рассказать его весь, но зачем портить впечатления вам, дорогие игроки? Когда команда оказывается на планете - герои получают относительную свободу в исследовании места, в котором они очутились. Это сухая, мертвая земля, со множеством следов существования некогда развитой цивилизации. Герои исследуют ее, бродят по руинам и просторам, общаются, ссорятся, думают, размышляют, умирают... Необычность игры заключается в превосходно написанном сценарии, тонкой игре сюжета на психологии и чувствах игрока и одиночестве. Почти во всех квестах того времени присутствовало достаточное число персонажей, с которыми можно было пообщаться, не важно - по делу или просто перекинуться парой шуток. Но в The Dig этого нет. Даже шуток почти нет. На героев постоянно давит гнетущая атмосфера мертвого мира, желания вернуться домой и других потрясений, случающихся во время игры. Я бы сравнил эту атмосферу с "одиссеями" Кубрика или относительно недавней Луной 2112.
Небольшая псхалочка: PDA главного героя можно использовать не только как удобное средство связи, но и как способ отвлечься, поиграв в миниигру Asteroid Lander (Аналог знаменитой Lunar Lander). |
Правда совсем от традиций жанра и своих собственных игр LucasArts не отошли: герои (чаще всего герой - командир экипажа) комментируют происходящее довольно охотно, равно как и найденные предметы или интересные места. Без этого ни как, иначе у игрока не будет почти никаких подсказок, что делать дальше и классический point-n-click квест превратится в мистоид, а это совсем другая история. Головоломки встречаются довольно часто, однако их решения, в большинстве своем, весьма серьезны и логичны, не разрушают стилистики игры. Очень много абстрактных головоломок, не привязанных к какому-либо конкурентному предмету или бытовому случаю. Ярчайшим примером является отпирание дверей с подбором к ним кодов или запуск древних машин таким же способом. На этом этапе ломались многие, ибо некоторые паззлы были весьма и весьма хардкорными, а интернет в 1995м году был далеко не у каждого, сами понимаете. Это, пожалуй, единственный минус игрового процесса, что я встретил на протяжении всего прохождения. Хотя, кому-то задачки покажутся простыми, как вареная картошка. В остальном The Dig - эталонный "лукасовский" квест, и это превосходно!
Во-первых, его можно купить в Steam и без каких-либо проблем запустить на любом современном и не очень PC. |
Во-вторых, всегда можно обратиться к сайту GoG. У них можно купить отличную сборку, работающую не хуже стимовской версии. Она, кстати, работает и с эмуятром scummVM. |
В-третьих, если у вас есть оригинальный диск (да, чудеса случаются), то вы можете установить себе эмулятор scummVM и с помощью разных его версий играть в игры на этом движке хоть на мобильнике, хоть на РС, хоть на PSP. |
Я уже не раз сравнивал игру с фильмом. Сейчас буду сравнивать с мультфильмом, ибо графика потрясающая. Она хороша и сейчас, а уж семнадцать лет назад была просто бесподобной. И в ней нет ни капли гротеска или буффонады, в отличие от Sam & Max или Monkey Island. Больше всего картинка на экране походила на мультфильмы от Warner bros., только более взрослые. Если вы смотрели мультик Titan AE - вы поймете, что я имею в виду. Художники не поскупились на отличнейшую анимацию, как движений героев, так и их лиц. Причем на разном удалении от камеры мы видим различную детализацию, и когда персонаж максимально близко, то можно рассмотреть весь талант художников. Больше деталей мы увидим лишь во время диалогов, когда нам показывают увеличенные изображения лиц героев. Мимика бесподобна, хотя бывает, что и проскальзывает мультяшность. К счастью, в удачные моменты. Со спецэффектами художники и аниматоры поработали ни чуть не хуже, чем с героями, а уж какие завораживающие пейзажи перед глазами предстают... Все это графическое и сюжетное великолепие мог бы испоганить плохой звук или игра актеров, но разработчики знают свое дело, и в этом аспекте у них никогда не было осечек. Музыка и звуки идеально дополняют друг друга, создавая ту самую неповторимую атмосферу, которой запоминается игра. А актеры озвучивают своих персонажей настолько натурально, что веришь в их эмоции, переживания, радость или грусть. И это все слышно по малейшим интонациям голосов.
The Dig - ярчайший представитель элиты золотого века квестов. Он сочетает в себе умный и сложный сюжет, сценарий, играющий на наших чувствах и эмоциях, превосходные графику и звук. К сожалению, подобных игр очень мало, а сейчас и вовсе нет.