Иногда товары роскоши (e.g. видеоигры) потребляют определённые категории покупателей только для того чтобы показать, что они принадлежат социальной группе, потребляющей некий класс товаров. Можно это определить как потребительский снобизм, на котором наживаются производители различных дорогостоящих, брендированных товаров.
Заметили ли вы, что социальная сеть и одновременно игровой магазин Steam изменил мышление игроков? Люди узнают из сети о приобретениях друзей и могут приобрести тот же товар. Допустим, это может быть очень дорогостоящая одиночная игра. Приобрести её могут даже не сколько с целью поддержать беседу после прохождения данной игры, но просто с целью показать и даже подтвердить — «Я приобретаю игры с тем же ценником, что и ты».
Современные игры могут покупаться не с целью поиграть, а с целью показать другим — «Я одной с тобой крови!»
Есть люди, которым в меру интересны старые 8-bit игры. А есть ретро-геймеры, являющиеся примером показного потребления, тратящие свои средства на определённую игрушку, но только с той целью, чтобы показать узкой группе таких же потребителей, что они соответствуют уровню интересов своего «клуба». Сюда же можно отнести коллекционирование любых игр.
У статусного потребления игр есть одна причина — глубокий личностный невроз, желание соответствовать статусу группы. Если же человек молод, то он старается идентифицировать свою личность, один из современных механизмов идентификации личности — это потребление.
Статусному потреблению игр a priori не подвержены пираты (пользователи торрентов), по понятным причинам.
Когда-то геймеров называли субкультурой. Когда же игры стали приносить прибыли больше, чем все фильмы, тогда игры стали хобби. Сейчас же, с развитием социальных платформ для геймеров, приходит статусное потребление. Широкая доступность потребления, огромный ассортимент, изобилие, а также возможность пощеголять всем этим приводят к статусному потреблению.
Образуются ли бэклоги, потому что не только нет времени, но и потому что определённому геймеру хочется показать, что его вкусы соответствуют доминирующим вкусам лиц, которые определяют, что вкусно, съедобно, а что нет в игровом сообществе? Учитывая конформность большинства, с уверенностью можно сказать, что — да.
Другой и наверное самый главный вопрос: стоит ли сил и времени статусное потребление? Богатство и снобы портят друг друга, на мой взгляд. Для нашего дома — природы — бездумное потребление, ничем не ограниченное, однозначно вред. Корпорации же только и видят в каждом из нас статусного потребителя.
Отдельного упоминания заслуживают мобильные игры и киты, обитающие в них, приобретающие за баснословные деньги виртуальные предметы или персонажей в какой-нибудь мобильной онлайн-игре.
А какие виды статусного потребления игр вы знаете? Можете привести примеры?