Появление геев в играх: Эволюция отношения игровой индустрии к сексуальности [перевод]
Нам предстоит пройти долгий путь до того, как все станет хорошо, но игры безусловно взрослеют вместе со своими игроками
Игры, как и игроки, за последние 40 лет малость повзрослели. Но когда затрагиваются вопросы сексуальности, выясняется, что ничего не изменилось.
В сравнении с увеличивающимся присутствием ЛГБТ (лесбиянство, гомосексуализм, бисексуализм, транссексуализм) в виде персонажей и сюжетов в других медиа - начиная с однополых свиданий в "Лузерах" и заканчивая гомосексуальным директором в "Гарри Поттере", - видео-игры все еще застряли в дремучем Средневековье. То содержание ЛГБТ, которым могут похвастаться нынешние игры ААА-класса, отражает стереотипы и общий подход, который показался бы старомодным даже в кинематографе тридцатых годов (у самого Уильяма Хейса бы глаза вытекли от идиотской марки сигарет "ГОМЕКИ" из "Duke Nukem Forever")
По мере того, как средний возраст геймеров увеличивается и меняется само понятие "геймер", мы наблюдаем, как разработчики все больше и больше изощряются с ЛГБТ-контентом. По правде сказать, нынешние игры гомосексуальны как никогда прежде.
Больше ЛГБТ!
Достаточно просто взглянуть на относительное изобилие нынешних ЛГБТ-персонажей и сюжетов во многих ролевых играх и играх с открытым миром. Серии Sims и Fable, к примеру, предлагают игроку возможность пофлиртовать, переспать или даже сочетаться браком с партнером того же пола. В последней части Fable у гомосексуальных пар даже появилась возможность завести приемных детей.
"Такие романтические отношения эволюционировали параллельно с общественной обстановкой," - говорит Денис Фарр, автор и редактор GayGamer.net. "А в некоторых аспектах - таких, например, как разрешение однополых браков, даже опережают время."
Появление геев в играх: Эволюция отношения игровой индустрии к сексуальности [перевод] Появление геев в играх: Эволюция отношения игровой индустрии к сексуальности [перевод]Вброс в The Sims 3 |
"По мере того, как технологии улучшаются и позволяют дизайнеру вводить в игру больше возможностей для выбора, появляется смысл предлагать игрокам выбирать и то, какого пола персонаж будет вызывать у них романтический интерес", - говорит он, - "Особенно в открытых мирах или ММО, где вы можете делать, что угодно, отыгрывая вашего персонажа".
Однако эти потенциальные партнеры являются скорее реквизитом, чем персонажами: Бауэрстоунские холостяки, к примеру, неспособны вести диалог и наделены лишь небольшим перечнем стандартных действий. Вся их индивидуальность выражается тремя-четырьмя словами. Сравните их с Элизой или Эллиотом - гетеросексуальными партнерами по умолчанию: они способны предложить герою особые диалоги и подарки и даже специальные квесты.
"Безымянным персонажам действительно больше нечего предложить игроку, кроме возможности выбора гомо- или гетеросексуальных отношений, но я думаю, что этим дело не ограничится", - говорит Фарр, - "По мере улучшения технологий, будет сложно объяснить, почему выбор не расширяется."
Появление геев в играх: Эволюция отношения игровой индустрии к сексуальности [перевод] Появление геев в играх: Эволюция отношения игровой индустрии к сексуальности [перевод]Mass Effect 3 становится мужественнее! |
Более того: Лелиана, Андерс и остальные персонажи серии Dragon Age дарят герою долгие часы разговоров, в отличие от односложного бормотания в Sims или Fable. На самом деле, сюжетная линия Андерса - по словам Гейдера, часто сравниваемая с текущими дебатами о правах геев - служит движущей силой всего повествования в Dragon Age II.
Что отличает подход BioWare, так это то, что, несмотря на возможность игрока выбирать, заводить ли ему гомо- или гетеросексуальные отношения, ориентация некоторых персонажей уже исходно определена как нетрадиционная. И решения, принимаемые героем по мере развития отношений, лишь выявляют их бисексуальность, а не склоняют к ней. Взять, к примеру, Андерса, который расскажет Хоуку-мужчине об отношениях с неким Карлом, но в разговоре с Хоук-женщиной это не будет упомянуто.
"Вне зависимости от того, какого пола Хоук, романтические отношения с Карлом из биографии Андерса никуда не деваются," - говорит Гейдер, - "Просто он либо раскрывает этот факт игроку, либо нет. Женщине-Хоук Андерс не расскажет про Карла, потому что Дженнифер Хелпер (автор Андерса) посчитала, что он не стал бы так делать - ну и, к тому же, если игрок предпочитает считать Андерса натуралом, то ни к чему переубеждать его."
Появление геев в играх: Эволюция отношения игровой индустрии к сексуальности [перевод] Появление геев в играх: Эволюция отношения игровой индустрии к сексуальности [перевод]Dragon Age II предлагает несколько вариантов партнеров любой ориентации. |
"Но если предоставить дополнительные варианты развития романтических отношений не окажется неоправданно трудоемко, то почему бы и не сделать это?"
Уже не только для мужиков-геймеров
Причина, почему игры внезапно так "поголубели", проста: геймеры выросли.
"В игровой индустрии множество свидетельств того, что наша аудитория - в основном молодые гетеросексуальные мужчины," - говорит Гейдер. Но чем дальше, тем менее истинно это утверждение.
Новые данные от Entertainment Software Association показывают, что средний возраст геймера приближается к 37 годам, из которых 12 он провел за играми. Более того, 42% игроков - женщины; количество взрослых геймерш превосходит количество геймеров-тинейджеров почти втрое. Хотя стереотип геймера как подростка-гомофоба сохраняется, реальность такова: теперь игры - для всех.
Негативная реакция, однако, неизбежна. В марте один из форумчан социальной сети BioWare раскритиковал разработчиков за то, что в игре было недостаточно любовного контента для "геймера-натурала", несмотря на наличие пятерых возможных гетеросексуальных партнеров в игре. Гейдер отреагировал спокойно: "большинство так привыкло к тому, что под них подстраиваются, что воспринимают недостачу в этом как дисбаланс."
Все же многие разработчики ломают голову над вопросом, честно ли и уместно ли создавать ЛГБТ-контент только для того, чтобы удовлетворить гомосексуальных игроков. Нравятся ли геймерам-натуралам однополые пары?
Влияние социальных игр
Даже при том, что игры сами по себе становятся более дружественными к ЛГБТ, раздражение среди игроков остается. Во многих случаях, когда появляются конфликты, индустрия предпочитает притвориться, что гомосексуальных игроков попросту не существует.
Самый очевидный пример такого рода имел место в 2006 году, когда Blizzard наложили краткосрочный запрет на дружественные к ЛГБТ гильдии World of Warcraft, уповая на то, что те якобы провоцировали домогательства. На самом деле, тогда же многие вообще приводили в качестве аргумента, что в фентезийном сеттинге нет места таким вещам из реального мира, как гомосексуализм.
Но существуют и более свежие примеры такого поведения. В сентябре Microsoft забанила на Xbox Live игрока, указавшего в качестве своего родного города Форт Гей, когда чрезвычайно усердная система фильтрации контента среагировала на слово «гей». Microsoft восстановили аккаунт игрока только после того, как с ними связался непосредственно сам мэр этого города.
«Отчасти это происходит потому, что вы находитесь в очень напряженной обстановке, где много анонимности», - говорит Джеб Хейвенс. «Вы можете высказывать вещи весьма оскорбительные и вызывающие, не заботясь о последствиях.»
Хейвенс считает, что, как ни странно, именно социальный аспект игр более всего помог избавиться от притеснений в онлайне, а конкретно – бурное развитие игр в соцсетях типа Facebook. «Эти игры носят не настолько соревновательный характер, и люди, с которыми вы взаимодействуете, в основном ваши приятели, а не чужаки», - говорит Хейвенс, - «Я полагаю, это несколько меняет отношение людей друг к другу в онлайне. Они просто добрее.»
Жемчужина инди-игр
Несмотря на достигаемые успехи, однако, не стоит ожидать, что когда-либо в скором времени ЛГБТ-контент потоком хлынет на полки GameStop. Сцены однополой любви у BioWare это одно – на самом деле, любовные отношения стали уже отличительным знаком этого разработчика – но лишь несколько других крупных студий готовы сейчас взять на себя такой же риск. Эксперименты проводятся больше на полигоне инди-игр, говорит Хейвенс, поскольку «независимые разработчики делают игру, которой не нужно для успеха покорить миллионы игроков.»
То, что работает для инди, рано или поздно может наконец подняться и до уровня мейнстрима, говорит Хейвенс. «Они могут пропихивать эту тематику до тех пор, пока она перестанет восприниматься как проблемная,» - говорит он. «Тогда, через пять-десять лет уже не будет проблемой для игроков то, что их «заставляют» играть гомосексуальным персонажем, как уже больше нет страха у парня-геймера, когда его «заставляют» играть женщиной.»
На самом деле, по крайней мере исторически игры в чем-то опережают другие медиа. «В плане сексуальности, в играх уже сделали то, что всегда обходилось стороной в комиксах и кино,» - говорит Фарр. «Это, в основном, потому что все общество меняется; люди прекрасно наблюдают, как гомосексуальные герои занимаются своими делами. Это уже не так шокирует, как могло бы еще 50 лет назад.»
В конечном итоге, возможно, отрасли надо стремиться к тому, чтобы на эту тему смотрели равнодушно, - считает Гейдер, - это именно тот критерий, по которому мы должны судить наши игры. «Когда мы доберемся до той точки, в которой контент, предназначенный для всех типов игроков, станет настолько привычным, что на нем не будут заострять внимание, тогда мы действительно повзрослеем как отрасль,» - говорит Гейдер.