DOOM — компьютерная игра, выпущенная компанией id Software 10 декабря 1993 года. Это одна из наиболее известных и популярных игр в жанре «шутер от первого лица». По некоторым оценкам, в DOOM играло не менее 15 миллионов человек. Она во многом оказала определяющее идейное влияние на дальнейшее развитие жанра, а также породила свою особенную субкультуру.
Какая чудная игра
Название игры переводится как «гибель», «судьба», «рок». Незамысловатый сюжет разворачивается на фоне научно-фантастических декораций с использованием приемов фильма ужасов. Игрок выступает в роли бойца космического спецназа. Он работает на Объединенную аэрокосмическую корпорацию (Union Aerospace Corporation, UAC), военно-промышленный конгломерат, проводящий секретные исследования по телепортации между спутниками Марса Фобосом и Деймосом. Внезапно эксперимент дает сбой, и из ворот телепортации появляются существа из ада. Служба безопасности не в состоянии остановить вторжение, демоны быстро овладевают базой, убивая или превращая в зомби весь персонал. Отряд UAC посылают с Марса на Фобос, чтобы выяснить, что же все-таки произошло, но вскоре радиосвязь с этим отрядом прерывается, и только один боец остается в живых — сам игрок, чьей задачей становится выбраться с базы живым.
Впрочем, сюжет раскрывается только в руководстве пользователя, а играть в саму игру можно, не зная всех этих душераздирающих подробностей. Один из создателей игры, Джон Кармак, обрисовал ситуацию с тонким солдатским юмором: «Сюжет в игре — как сюжет в порнофильме. Он должен быть, но он совершенно не важен».
Важно уяснить лишь одно простое правило: «Все, что движется – враг». Убивая неприятеля, одного за другим и одновременно целыми пачками, геймер продвигается от уровня к уровню, а в финале, ему предстоит сразиться с крутейшим монстром, известным как Греховный идол (Icon of Sin).
В этой же серии вышла игра «DOOM II: Hell on Earth» (в 1994 году), а также дополнения «The Ultimate DOOM» (1995 г.), «Master Levels for DOOM II» (1995 г.) и «Final DOOM» (1996 г.). Игра была разработана для PC/DOS, затем портирована на различные платформы, включая девять видеоприставок и мобильные телефоны.
В 2004 году выпущен «DOOM III», по-новому рассказывающий старую историю.
В DOOM можно играть и одному, и в многопользовательском варианте: кооперативно, с такими же геймерами против монстров, или в deathmatch («смертельная схватка»), друг против друга. Собственно, DOOM и стал основоположником компьютерных игр типа deathmatch.
Таланты и поклонники
До сих пор существует довольно активное сообщество поклонников DOOM’а (именующих себя «думерами»), которые продолжают дорабатывать моды, конструировать уровни и соревноваться в скоростном прохождении уровней.
Влияние игры на общество – как в онлайне, так и в оффлайне – неоценимо, хоть и не всегда положительно. Стоит отметить, что до DOOM’а существовали аналогичные игры «я один против тучи врагов», например, Wolfenstein. Это творение id Software в разных видах выходило с 80-х годов. Но и графика там была несравнимо примитивнее, и герои скучнее, и компьютеризация общества в те годы была меньше. Потому, заложив первый кирпичик в популяризацию игр в жанре «шутер от первого лица», Wolf тогда остался культовым, но музейным экспонатом. Тогда как последующее появление революционного по всем статьям DOOM’а оказалось своевременным и сильно потрясло сначала игровой, а затем и реальный мир.
Игра содержит много насилия и приписываемой сатанистам символики, поэтому она вызвала оживленные дебаты. В ряде стран DOOM был запрещен или же разрешен в урезанных вариантах.
Многочисленные параллели
Право на отстрел тех, кто тебе не нравится, подается в DOOM’е настолько элегантно и стильно, что этим нельзя было не заразиться. И хорошо, если «зараза» проявлялась в долгих часах у компьютера. В 90-х годах в американских школах произошли серии трагических событий, когда подростки, раздобыв оружие, пошагово (прямо как в игре) расстреливали одноклассников и учителей. Пресса тогда захлебывалась, проводя параллели с DOOM’ом, хотя убедительно доказать связь вряд ли возможно.
В российском фильме «Брат-2» есть сцена, когда герой так же пошагово, заглядывая в одну за другой комнату, стреляет в попадающихся ему там людей. Все «думеры» тут же узнали в постановщиках фильма «своих».
Книга Сергея Лукьяненко «Лабиринт отражений» во многом навеяна именно играми типа DOOM. По сюжету, герои оказываются в виртуальном мире, где, переходя с уровня на уровень, надо отстреливать врагов. Некоторые страницы книги, а также упоминание оружия, не оставляют сомнения в детальном знакомстве автора с DOOM’ом.
Голливудский фильм «DOOM», вышедший в 2005 году, уже не оказал серьезного влияния на умы, а стал, скорее, данью памяти и уважения к культовой игре.
Кроме того, кино снято по последней версии, DOOM III, которая и сама по себе сильно отличается от первых двух легендарных DOOM’ов, и к моменту своего выхода уже не настолько была интересна игровой общественности.
Тем не менее, сцены фильма, когда перестрелка с врагами показывалась «из глаз» героя, с классическим, как в игре, передергиванием затвора ружья, сопровождались аплодисментами зала.
Существует также фильм «The DOOM Generation» - «Поколение игры DOOM», не имеющий, однако, никакого отношения к игре и названием, скорее, характеризующий временной период действия и возраст главных героев.
В феврале 2007 года итальянский художник Даманио Коласито поразил жителей Сараево, разместив изображение героя игры на стенах полуразрушенного отеля Europa. Для того, чтобы собрать эту вечернюю инсталляцию, автору понадобился проектор, несколько слайдов и богатое воображение.
Постепенно меняющийся Таггарт Флинн (имя героя) на фоне подвергшегося бомбежке пристанища производит действительно сильное впечатление.
Пародии
Как и любое знаковое явление, DOOM стал объектом пародий, темой для анекдотов и вообще стимулом для