Готовы мы отдать тепло своих сердец
Мы Родине, России верно служим
Всегда в строю наш космодром Плесецк!»
Оттого он нам дорог вдвойне.
Этот город мы Мирным назвали
Чтобы мир был в Советской стране!»
В целях создания первой ракетной бригады, вооружённой межконтинентальными баллистическими ракетами Р-7, в начале января 1957 года было принято решение о создании в Архангельской области объекта с условным наименованием «Ангара». В марте 1957 года организованная группа во главе с полковником Григорьевым М.Г. прибыла на станцию «Плесецкая», и уже в апреле начались расчистка и земляные работы на будущей стартовой позиции №1.
Формирование войсковой части №13973 началось в августе 1958 года на космодроме «Байконур». Весной 1959 года на пусковой установке №1 начался монтаж технологического оборудования и специальных систем. В июле 1959 года личный состав части №13973 на космодроме «Байконур» произвёл первый учебно-боевой пуск ракеты Р-7.
В декабре 1959 года часть была готова к выполнению пусков со стартовой позиции №1 объекта «Ангара»; с января 1960 года она заступила на боевое дежурство.
Так начиналась история космодрома «Плесецк» и города Мирный.
Стартовой позиции №1 выпала честь быть трижды первой: первой заступить на боевое дежурство, первой провести учебно-боевой пуск и первой запустить спутник с космодрома «Плесецк». В апреле 1960 года заступила на боевое дежурство стартовая позиция №2; в июле 1961 года – позиции №3 и №4.
Это интересно!
Почему для строительства космодрома была выбрана именно территория Архангельской области? Она подходила сразу по нескольким параметрам. Самый главный: Р-7 имела ограниченную дальность полёта, легче всего было «достать» территорию вероятного противника через «макушку» планеты.
Непроходимые леса и частая низкая облачность в районе предполагаемого строительства соответствовали условиям маскировки объекта. Стартовые позиции оборудовались на каменистых обрывистых берегах реки Емца, что позволило избежать трудоёмких работ по рытью котлованов. И наконец, части ракет доставлялись по железной дорога «Москва-Архангельск», проходившей неподалёку от территории космодрома. Впрочем, в то время объект «Ангара» был не космодромом, а боевым соединением.
В 1961 году были введены в строй третья и четвёртая стартовые позиции Р-7, но еще в августе 1960 года началось строительство стартовых комплексов для ракет Р-16, работающих на высококипящих компонентах топлива (азотнокислотные окислители и несимметричный диметилгидразин) – мысль военных конструкторов не стояла на месте!
"Синие" старты: №3 и №4.
Если Р-7 требовалось заправлять кислородом и керосином непосредственно пред стартом (время подготовки к нему занимало в среднем восемь-двенадцать часов), то Р-16 хранилась в заправленном состоянии целый месяц: соответственно, время подготовки к пуску значительно уменьшалось. Так возможность боевого применения Р-7 стала устаревать ещё до полного ввода в строй всех стартовых позиций.
Казалось бы, судьба всех стартов «семёрки» решена, ведь объект «Ангара» не предназначался для запуска космических аппаратов. Считается, что чем ближе к экватору расположено место запуска космических ракет, тем большую массу полезного груза можно вывести на орбиту: при проведении пуска в восточном направлении за счет своего вращения вокруг оси Земля сообщает ракете дополнительную скорость, величина которой зависит от широты точки старта. Чем ближе к экватору, тем больше эта скорость (для «Плесецка» величина этой дополнительной скорости равна 211 м/с, для «Байконура» — 315 м/с, а на экваторе — 465 м/с). Соответственно, спутники и пилотируемые космические аппараты гораздо выгоднее выводить на орбиту с южных стартовых площадок. Однако с расположенных в глубине континента космодромов «Капустин Яр» и «Байконур» было невозможно проводить запуски спутников на все стратегически важные орбиты.
Поэтому в начале 1962 года как в военных, так и в промышленных кругах страны созрело и окончательно утвердилось мнение о необходимости создания нового научно-исследовательского полигона, предназначенного для испытаний и штатной эксплуатации космических комплексов, обеспечивающих выведение спутников на приполярные орбиты.
Закономерным было появление идеи об использовании ракетных комплексов, несущих боевое дежурство ракетами Р-7 для осуществления космических программ. (От ветеранов космодрома «Плесецк» я слышал, что эта идея была подана офицерами, обслуживающими старт №1.)
Таким был переоборудованный под «мирные» цели старт №1.
В марте 1965 года началось переоборудование стартового комплекса, расположенного на площадке 41, для проведения пусков ракет космического назначения. (Стартовые сооружения «боевой» Р-7 и её мирных модификаций значительно отличаются друг от друга.)
17 марта 1966 года в 13 часов 28 минут с пусковой установки №1 стартовала ракета-носитель «Восток-2» с искусственным спутником Земли «Космос-112» на борту – боевое соединение превратилось в космодром. (Разумеется, это совершенно не значит, что космодром перестал выполнять боевые задачи.)
Участники первого запуска искусственного спутника земли с космодрома «Плесецк» у памятной стелы.
Это интересно!
Ракеты семейства Р-7 отличались от всех остальных одновременным запуском двигателей первой и второй ступени, что позволяло увеличить выводимую в космос нагрузку. Количество дюз, извергающих огонь при старте, также не имеет аналогов – тридцать две (двадцать маршевых и двенадцать рулевых). Первая ступень работает две минуты, после чего отделяется. За это время ракета-носитель поднимается на высоту пятьдесят километров и уходит на двести километров от места старта. На сто девяностой секунде полёта ракета покидает плотные слои атмосферы, вокруг неё появляется «корона» – фантастическое зрелище, неизменно ошеломляющее непосвящённых наблюдателей.
Вторая ступень заканчивает работу через 290 секунд, в этот момент ракета уже находится в космосе, на низкой орбите. В зависимости от задач последовательно включаются третья и четвёртая ступени. Увы, лично мне так и не пришлось наблюдать старт «семёрки» с близкого расстояния… Но даже с десяти километров зимний ночной старт – совершенно фантастическое зрелище, его просто невозможно описать словами. К слову, ветераны, имевшие возможность наблюдать сотни стартов, что называется «вплотную», точно так же не могут описать эту картину: переходят на междометия, слов не хватает.
И дело пошло! Под космические старты были переоборудованы три оставшиеся площадки; ни они, ни работающий на них персонал не сидели без дела. Изначально каждый из стартов был рассчитан на пятьдесят запусков, но в те времена умели строить с запасом! Расчёт установки №1 произвёл 315 пусков, и если бы не гибель СССР, без сомнения, увеличил бы это число…
Цифра «два» без даты относится к запускам «Ангары».
С 1970-х годов и до начала 1990-х космодром «Плесецк» удерживал мировое лидерство по числу запусков ракет в космос (с 1957 по 1993 год отсюда было осуществлено 1372 запуска).
Разумеется, в девяностые годы количество запусков сократилось, все они были переведены на одну площадку. А затем кто-то из (нет у меня цензурного слова!) решил, что поскольку старт №1 больше не используется, надо продать его на металлолом.
И продали… Вместо того, чтобы сделать музей.
Стартовая позиция, лишённая металлоконструкций, всё ещё впечатляет даже спустя столько лет.
Теперь на ней проходят соревнования и тренировки подразделений МЧС.
Это интересно!
По поводу «страшного вреда», наносимого природе запусками ракет.
Это орхидея венерин башмачок; десяток цветов я нашёл в двадцати метрах от стартового стола. Уже после возвращения узнал, что она занесена в Красную Книгу, охраняется государством и может расти на одном месте до ста лет.
А это, если я не ошибаюсь, дикий гиацинт, расположившийся как раз там, куда выплёскивалось море огня из двигателей стартующей ракеты.
Природа берёт своё и на самом стартовом столе.
Река Емца, на берегах которой расположены старты, не замерзает зимой. И рыба в ней никогда не исчезала: хариус, сиг, сёмга.
Это интересно!
После распада СССР Плесецк оказался единственным действующим космодромом, расположенным на территории Российской Федерации. В этой связи высказывались предложения перевести на него все отечественные космические программы, включая пилотируемые полеты. Однако при всей привлекательности идея не нашла поддержки – у космодрома не самое удачное для экономики такого проекта расположение: чем дальше от экватора располагается стартовая площадка, там дороже обходится вывод на орбиту единицы полезной массы. А среди действующих в настоящее время космодромов Плесецк считается самым северным в мире. К тому же в случае аварийных стартов искать космонавтов пришлось бы в Северном Ледовитом океане.
А я бы поменял части утверждения местами.
Худо-бедно на остальных площадках занимались чем-то полезным, а что было делать личному составу №13973? Стартовая позиция уничтожена… К счастью, возник проект создания ракетного комплекса «Ангара».
Комплекс «Ангара» – это по-настоящему новое поколение российских ракет-носителей, которое построено по модульному типу. Данные ракеты основываются на двух универсальных ракетных модулях (УРМ), оснащенных кислородно-керосиновыми двигателями: УРМ-1 и УРМ-2. При этом семейство ракет «Ангара» включает в себя носители от легкого до тяжелого классов, обладающие грузоподъемностью в диапазоне от 3,8 до 35 тонн (РН «Ангара-А7») на низкой земной орбите. Уникальные технические решения и широкое использование унификации позволяют осуществлять пуск всех ракет-носителей семейства «Ангара» с одной пусковой установки.
И работа закипела: были восстановлены и усилены здания монтажно-испытательных комплексов; отстроена новая универсальная стартовая позиция – состав части снова при деле! Правда, на сегодняшний день проведено только два пуска: по одной ракете лёгкого и тяжёлого класса.
Но поскольку программа является приоритетной, то наверняка будет развиваться и дальше.
Тем, кто считает себя православным, лучше не знакомиться с информацией под спойлером.
В России две беды: дураки и дороги. Дорога в космос, предстоящая ракете на этой фотографии, бедой не является
Подтверждение комментария к снимку было получено на торжественном собрании, посвящённом празднованию юбилея космодрома, когда к микрофону допустили одного из церковников. Какое отношение имело его выступление к юбилейной дате, я так и не понял, зато оно было переполнено совершенно дикой чушью как в отношении истории развития ракетной техники, так и в отношении к истории вообще. Желающие могут ознакомиться с этим бредом:
Не везде и не все стремятся похоронить свою историю.
Замечательная идея – выйти замуж в день юбилея космодрома: двойной праздник!
Знамённая группа на параде в Мирном.
В некоторых частях ещё остались заслуженные, настоящие знамёна.
Памятник основателям города.
Послание из 1977 года.
Мемориал погибшим испытателям космической техники.
Монтажно-испытательный корпус стартовой позиции №1.
Разве плохая идея?
Торжественный парад в/ч №13973.
«Пустой» синий старт.
Вывезли из МИКа, довезли, устанавливают. Ракета на четверть погрузится в стартовый стол, снизу раскроется кабина обслуживания.
Кабина обслуживания в нише под стартовым столом.
Тёмный провал за отверстием стартового сооружения – ниша, откуда по горизонтальным пилонам на опорах выдвигается кабина обслуживания.
Кабина раскрыта.
Установили, свели фермы обслуживания, заправили.
Пошла, пошла!
Отработавшие части первой ступени.
Французская Гвиана, космодром «Куру», стартовая позиция «Союза». Ракета закрывается башней, по бокам целых четыре молниеотвода: уж очень много дождей. Зато к экватору близко!
«Восточный». Тоже много дождей, но молниеотводов только два.
Стартовая позиция «Ангары» с наблюдательной вышки.
На этих выступах и стоит лёгкая ракета.
Тяжёлая требует больше пространства.
Если убрать щиты синего цвета, освободится место для установки тяжёлой «Ангары».
Далеко видать...
Деревья на севере любят обниматься: уж очень холодно зимой.
Полночь, белая ночь... Через час начнёт светать... А нам надо уезжать... До свидания, Мирный!