Решил слегка пополнить знания о сеттинге DA...так сказать рассмотреть Тедас :)
Тедас(Thedas) - континент в южном полушарии. Что же есть на этом континенте...? Начнем с географии Тедаса.
География Тедаса.
Слова «Тедас» тевинтерского происхождения. Изначально оно обозначало все земли, что граничат с Империей. По мере того как слабело иго Империи, Тедас все ширился и ширился, и в конце концов этим словом начали называть уже весь континент.
Северную часть Тедаса делят между собой Андерфелс, империя Тевинтер, Антива и Ривейн, а прибрежными островами владеют кунари. Центральный Тедас состоит из Вольной марки, Неварры и Орлея. На юге расположился Ферелден.
Что лежит за снежной пустыней – загадка. Суровые температуры и бесплодные земли оттолкнули от тех мест даже самых бесстрашных картографов. Также никогда не исследовались западные пределы Андерфелса – даже самими андерами. Мы не знаем. Есть ли за бескрайними степями ещё горы или они простираются до безымянного океана.
Несомненно, должны быть и другие земли, континенты или острова – возможно, на другом берегу Амарантайна или к северу от Пар Воллена, поскольку кунари приплыли в Тедас из каких-то других земель. Но эта догадка – все, чем мы распологаем.
Это страна переполнена чудесами. Стоит упомянуть Мердейн с вырезанными на его поверхности гигантским изображением Нашей Госпожи, которая, протянула к нам руки, сияет неугасимым пламенем, а также крепость Вейсхаупт, белокаменные стены которой возвышаются над окружающими пустынными равнинами.
Да и сами андерцы как будто обожают крайности: здесь обитают самые фанатичные жрецы и самые опасные для врага солдаты, а народ местный невероятно беден, однако же вызывает страх у всего мира.
В действительности страной управляет собрание торговых принцев. Они не принцы в общепринятом смысле этого слова, а главы банков, торговых компаний и винокурен. Размер их власти прямо зависит от размера богатства.
Однако знаменита Антива не столько формой правления, сколько винами, которые, безусловно, не имеют равных во всем мире. Многие люди также знают об Антиве благодаря Дому Воронов. Поскольку антиванцы хороши во всем, кроме военного дела, всех удивляет то, что именно в Антиве обитают наиболее смертоносные наемные убийцы в мире. Их слава столь велика, что в стране даже нет обычных войск. Ни один король не захочет посылать свою армию в Антиву, и даже отдать подобный приказ, трудно найти полководца, до такой степени безумного, чтобы возглавить такое вторжение. Вполне вероятно, что само нападение завершится успехом, однако его руководители до этого дня наверняка не доживут.
Я попал туда как раз накануне Большого турнира, который проходил в Тантервейле – и действо сие поразило меня. Я видел, как авварские горцы меряются силой с орлесианскими конными рыцарями, как всадники Андерфелса покупают неваррских верховых коней, как антиванские ремесленники продают свои товары магам Тевинтера. Казалось, в этом месте сошелся весь Тедас.
Страна изобилует произведениями искусства – от изваяний героев, которые во множестве стоят на улицах даже самых жалких деревушек, до сверкающего Колледжа Магов в Кумберланде. Вероятно, нигде в мире нет ничего подобного гигантскому некрополю близ города Неварра. В отличие от большинства других почитателей Андрасте, неварранцы не сжигают своих мертвецов. Напротив, они тщательно сохраняют их тела и запечатывают их в великолепных гробницах. Иные неварранские богачи начинают возводить свои будущие гробницы ещё в юности, и со временем сооружения превращаются в изумительной красоты дворцы с садами, купальнями и бальными залами. Но они совершенно безмолвны, ибо предназначены только для мертвых.
В это не преувеличение. Когда-то система знатных титулов в Орлее была весьма запутанной: там были бароны и баронессы, баронеты и подбароны и множество других титулов, каждый с собственным происхождением и определенными особенностями. Орлесианская аристократия имеет древнее происхождение и весьма склонна к соперничеству. Как известно, все олресианские дворяне, хотят они того или нет, принимают участие в Великой Игре. Это игра репутаций и покровительства, где ходы делаются с помощью слухов, а главное оружие – скандал. Гуманной её не назовешь: в Великой Игре пролилось больше крови, чем во всех войнах, веденных орлесианцами. В этом меня уверяют почти все здешние дворяне.
Что касается титулов, все переменилось, когда к власти пришел император Драккон, который создал Орлесианскую Империю в её нынешнем виде и учредил Церковь. В Орлее нет больше почитаемой личности; статуя Драккона в Вал Руайо такой же высоты, как изваяние Андрасте. Драккон решил, что Великая Игра нарушает единство Орлея, а потому запретил все титулы, кроме своего собственного, а так же лордов и леди.
Мне рассказывали со злорадным хихиканьем, что эта мера, вопреки желанием Драккона, не покончила с Великой Игрой. Теперь лорды и леди собирали не официальные, а неофициальные титулы, такие, как, например, «возвышенный покровитель Тассуса Клэя» или «дядя чемпиона Треммеса». Запоминать это – сущая мука, и невольно содрогнешься, подумав о несчастных привратниках: ведь на балах им приходится тараторить титулы, пока их обладатели входят в залу.
Орлесианская аристократия отличается от Ферелденской и во многих других отношениях. У орлесианцев право властвовать исходит прямиком от самого Создателя. Не существует понятия власти по заслугам; её немыслимо получить при помощи мятежа. Не являющиеся аристократами стремятся ими стать или хотя бы добиться их благосклонности – и всегда ищет покровительства участников Великой Игры.
А ещё есть маски. И косметика: я не видел столько краски с тех пор, как побывал на псарне Хайевера. Но это уже другая история.
История назвала это событие первой войной с кунари, хотя на самом деле то была кровавая односторонняя резня. Воины кунари в сверкающих стальных доспехах легко прорубали себе дорогу в рядах противника и продвигались далеко вглубь материка. Их пушки, подобных которым не видали наши предки, за считанные минуты разбивали стен городов в щебень.
Об оккупации кунари рассказывают разное. Говорят, они разлучали семьи и отправляли пленных в «учебные лагеря», дабы обратить их в свою веру. Сопротивляющиеся навсегда исчезали в шахтах или строительных лагерях.
Однако на каждый рассказ о злоключениях приходится рассказ и о просветлении, полученном через некий «Кун». Это либо свод философских воззрений, либо кодекс, который регулирует все стороны жизни кунари, а, возможно, то и другое. Один обращенный сегеронец утверждал, что испытывает жалость к отказавшимся принять Кун, как если бы завоеватели привели его к некоему откровению. «Всю свою жизнь, - писал он, - я следовал путем Создателя, куда бы он ни вел, но только Кун научил меня идти собственным путем.»
Говорят, самый надежный способ уничтожить народ – не мечами, а книгами. По счастью, мир, привыкший противостоять Мору, не склонился перед чужеземными завоевателями. Так начались Священные Походы.
Главной силой войск, возглавленный Церковью, был Круг Магов. При всей развитой технологии кунари, как выяснилось, люто ненавидели магию. Столкнувшись с пушками, Церковь ответила молниями и огненными шарами.
Кунарийские армии были попросту задавлены численно превосходящим противником. При Марнус Пелл с двух сторон было столько погибших, что, говорят, Завеса в том месте непоправимо разорвалась, и до сих пор в развалинах бродят орды неупокоенных мертвецов. Однако с каждым годом Церковь продвигалась все дальше и дальше в земли, захваченные кунари, хотя обращенных в учение Кун оказалось нелегко вернуть в лоно Андрасте.
К концу века Бурь кунари наконец были отброшены. Единственным краем, который после освобождения сохранить верность кунари, был Ривейн, и его правители попытались выторговать себе мир. Большинство стран людей – исключая Тевинтерскую империю – подписало Лломеринское соглашение. Этот шаткий мир сохраняется до сих пор.
Ушей здешнего народа Песнь Света так и не достигла. Долгие годы они провели под влиянием кунари, из-за чего большая часть населения страны превратились в ярых приверженцев Куна. Но неприятие Песни – это следствие не только война с кунари. Ривейнцы не хотят расставаться со своими провидцами, которые по сути своей – маги, общающиеся с духами и позволяющие им в себя вселятся. Церковный запрет подобных магических ритуалов идет вразрез с тысячелетней традицией.
В 33-й год Возвышенного века Тейрном Денерима стал Каленхад Тейрин, после чего все изменилось.
Большая часть знаний о становлении нашего государства пришла к нам из древних песен, которые сквозь века пронесли барды. Эти песни изобилуют преувеличениями и откровенным вымыслом, однако же, тем они и сходны с учеными трудами некоторых моих современников. Поэты и историки не пришли к единому мнению о том, как Каленхад заручился поддержкой Круга Магов, которые изготовили для него серебристо-белые доспехи. Против этих доспехов, по многочисленными свидетельствам, были бессильны как стрелы, так и клинки. Пройдя во главе армии через всю долину, Каленхад овладел Редклифом, став третьим в истории, сумевшим овладеть крепостью, и на Собрании земель объявил баннами, что отныне он их король.
По словам поэтов, все лорды безоговорочно преклонили перед ним колени. Однако тот факт, что Каленхад явился на Собрание земель в окружении воинов пепла и преданных ему магов Круга, в балладах обычно не упоминается.
С Каленхада берет свое начало династия Тейринов, короли и королевы которой правили беспрерывно до нашествия Орлея в 44-м году Благословенного века. Тогда законный монарх был вынужден бежать из Денерима, и в течении семидесяти лет после этого на троне восседала послушная Орлею марионетка.
Годы оккупации – темное пятно в истории Ферелдена. Наш народ, с незапамятных времен ценивший свободу превыше всего, был вынужден подчиниться господству Орлея. Империя закрепила права собственности на наших эльфов, которых стали продавать, словно скот. Под видом налогообложения орлейский рыцари регулярно грабили свободных землевладельцев, отбирая у них деньги, продовольствие и даже женщин и детей. Помимо того, в течении 70 лет не проводились Собрания земель, поскольку следование нашим древним законами Империя приравняли к государственной измене.
Король Брандель был среди тех, кто сумел спастись бегством. Он попытался поднять дворян, не желающих мирится с новой властью, на борьбу за возвращение земель. Однако, поскольку Брандель не отличался силой ума и даром убеждения, те предпочли действовать самостоятельно. Быть может, Ферелден и до сих пор оставался бы одной из территорий, подвластных Империи, если бы дочь Бранделя не имели всех качеств, которым не мог похвастать её венценосный отец. Вступление Мятежной Королевы в её права началось с молниеносного нападения на имперский арсенал в Лотеринге. С помощью захваченного той ночью оружия повстанцы смогли выступить против орлесианского господства всерьез.
Однако поворотным пунктом войны стало появление в армии молодого землевладельца по имени Логэйн Мак-Тир. Обладая незаурядным талантом полководца, этот юноша довольно быстро стал ближайшим советником молодого принца Мэрика. Королева в конце концов была убита сторонниками орлесианских властей, стремившихся угодить новоявленным господам. Её место занял Мэрик, а Логэйн стал его правой рукой. Новая волна восстания, поднятая Мэриков и Логэйном, достигла пика в битве у реки Дейн, в которой были разгромлены последние рыцари Денерима. С захватом повстанцами столицы борьба за свободу нашей страны была, наконец, завершена. Однако на смену ей пришла необходимость бороться за восстановление утраченного.
За двадцать лет, что эрл водил по лесу свою армию из воинов и гончих, он убил не тольо всех до последнего волков, но и всех людей из племени Хасинд, что имели несчастье ему повстречаться. Все они, говорил эрл, могут таить внутри демона и обращаться в оборотня. Двадцать лет лес стонал от боли, а в реки стекала кровь.
Легенда гласит, что однажды одна старая хасиндская женщина нашла сыновей мертвыми, и в телах их были оставлены клинки людей эрла. Выдернув один из этих клинков, она вонзила себе его в грудь, прокляв при этом людей эрла. Едва лишь её кровь пролилась на землю, как лес окутал туман. Он все ширился и ширился, пока не укрыл собой всю чащу. Армия эрла сбилась с пути и, скорее всего, погибла от голода. Некоторые утверждают, что они бродят там до сих пор. Руины эрлинга стоят и по сей день, полные призраков женщин, которые ждут, когда же вернутся из похода их мужья.
Дикие земли Коркари – поистине легендарный лес. Говорят, что сколько теней есть в этом великом южном лесу, столько и легенд сложено о нем. Племя хасиндов обитает там с тех самых пор, как на юг пришли люди. Сколь бы далеко ни заходили путники на юг, конца Диким землям не видно. За туманами лежат снежные поля, возвышаются белые шапки гор, разваливаются ледники. Там слишком холодно для людей. Хотя хасиндам удается выжить и в этих суровых краях. Они рассказывают о таких ужасах, лежащих за Дикими землями, которых долинными народам вовек не понять.
Для большинства людей Дикие земли Коркари – это край Ферелдена и край света. За ними ничего нет. А в самих Диких землях есть лишь деревья-великаны, сырые болота да опасные чудовища. Что тут ещё можно сказать?
------
А теперь хочется высказать пару мыслей о схожести мира Тедаса с нашим реальным миром. Ну точнее с тем что было. Далее сплошное субъективное имхо. :)
Империя Тевинтер это намек на Римскую Империю и Священную Римскую Империю.
Неварра напоминает древний Египет. А было такое ещё государство Наварро.
Антива похожа на средневековые Венецию и Генуя.
Вольная Марка похожа на средневековую Европу. Когда было множество мелких городов-государств которые заключали союзы между собой.
Пар Воллен это больше походит на восток. Войны с варварами, крестовые походы и т.д. Кунари как раз очень похожи на Скандинавов поселенных в Африке.
Вот такие беглые мысли…вобщем там можно ещё множество параллелей провести. :)
Ну и конечно флуд и флейм о том, что же нас ждет в продолжении! А тут много мыслей. По какому пути пойдут Bioware, создав модель реального мира напичканного фэнтези элементами? Создав все страны Тедаса не только на бумаге, вполне можем поучаствовать в разных политических и не только склоках разных стран. Причем даже в один и тот же год скажем с тем, что происходило в DA:O. Или же наоборот вечная борьба с Мором…хотя это банально и однообразно имхо. Мир Тедаса настолько широк…настолько они туда сразу всего внесли. А кто знает не нападут ли снова Кунари из-за океана? А что находится за землями Коркари? А есть ли суша за океанами? Можно сотни аддонов наделать больших и маленьких :) И кстати имхо за сына Морриган вполне можем поиграть в какой нить Dragon Age 2...а вы что думаете? :)