В глубокой печали пребывают поклонники компьютерного ралли — разработчики серьезных симуляторов не жалуют этот вид соревнований, отдавая предпочтение кузовным сериям. Хотя если вы не суровый «хардкорщик», немалое удовольствие можно получить и от разудалой аркады уровня SEGA Rally.
По стопам
В Codemasters прекрасно знают, как делать игры «про машинки». И DiRT 2 стала бы хорошей продолжательницей традиций той же SEGA Rally, не сияй в ее названии порядковый номер.
Сиквел скроен по модной в последнее время «географической» схеме: турниры разной сложности распределены по девяти локациям; ближе к финалу из них складывают европейский/азиатский/американский чемпионаты и серии World Tour в нескольких режимах. Денег для пополнения «гаража» всегда навалом, а всякие финтифлюшки вроде раскрасок, игрушек в салон и звуков гудка (да, в первый раз меню «Customize» вызывает шок) — бесплатные бонусные призы. Доступ к новым соревнованиям обеспечивает постепенно растущий счетчик заработанного опыта. Как и в Need for Speed: Shift, несовершенный баланс позволяет пропускать промежуточные заезды. С другой стороны, как и в любой смазливой динамичной аркаде, здесь достаточно долго не хочется никуда спешить.
Правда, по сравнению с оригиналом DiRT 2 выглядит слегка похудевшей и куда более массовой. Редкие элементы — гонки грузовиков, парные гонки и подъем на холм — были исключены. Вместо них — не особо интересные Last Man Standing, Domination (побеждает пилот, чаще остальных показывавший лучшее время на секторах круга) и Gate Crasher (на раллийном отрезке расставлено полсотни «ворот», за сбивание которых к убегающему таймеру добавляют 2 секунды). Название «ралли-рейд» традиционно обманчиво: теперь это не «кольцо», а веселенький спринт с развилками.
В целом DiRT 2 страдает тем же недугом, что и большинство ее современниц, — в ней неприлично короткие состязания. Едва войдешь во вкус, разойдешься — уже клетчатый флаг. Два-три круга, две-три минуты, будто по шаблону. Чем объяснить экономию, догадаться нетрудно: трасс очень мало, и методом «быстрой перетасовки» разработчики попытались отвлечь наше внимание. Тяжелее всех опять пришлось классическому ралли. Во-первых, это по-прежнему один куцый СУ с несколькими контрольными отметками. Во-вторых, нам его предлагают в стандартных вариациях, т.е. «из А в Б», «из Б в В», «из А в В» и наоборот. После пары десятков выступлений (этапов-то еще меньше, чем в DiRT) все хитрости можно выучить наизусть…
Let's get dirty
И все-таки, несмотря на «демонстрационную версию» ралли, простенькие технические настройки и надоедливые непробиваемые кустики-столбики, упражнения на точное прохождение поворотов, а также схожий режим «Trailblazer» без штурмана и ралли-рейды — то, ради чего и тянет играть в DiRT 2. Никакой борьбы с машиной (по управляемости они почти одинаковы), только ловкое обращение с курсорными клавишами и «ручником». Не думайте, что тут надо лишь от души давить на газ и подруливать — неудачный занос или кочка могут с равной вероятностью привести к отвалившемуся бамперу, неприятной поломке колеса или сходу, вынудив тем самым использовать знакомую по GRID перемотку времени. Вызов для истинных автоманьяков — уровень сложности «Hardcore», без «флэшбеков» и с очень быстрыми соперниками. Но разнообразных механических повреждений, разумеется, нет.
К сожалению, выбор автомобилей небогат, сплошь и рядом Subaru да Mitsubishi или непонятные явления типа BMW Z4 M Coupe Motorsport, Pontiac Solstice GPX и Nissan 350Z. Поклонники раллийной классики будут рады испытать Ford Escort MKII, 1995 Subaru Impreza WRZ STI и Mitsubishi Pajero Dakar 1993.
Разыграла Codemasters и свой главный козырь — способности графического движка EGO. Солнечно-зеленая Хорватия, привычный американский пейзаж в скалистой Юте, где на первом отрезке Hurrah Pass можно вообще не сбрасывать скорость, и умиротворяющие картины провинциального Китая заставляют еще сильнее проклинать скупость разработчиков. Да, и Малайзия, конечно! Наконец-то в серии появилась настоящая грязь, не так эффектно покрывающая машину, как в «шоколадной» SEGA Rally, но все же. Наверное, на радостях дизайнеры налепили повсюду лужи, в которых особенно приятно плескаться с видом из салона (владельцы видеокарт с поддержкой DX11 вряд ли заметят какие-то отличия — их нужно искать с лупой и пособием для следопытов). В третьей части ждем различных погодных и климатических условий…
А вот в онлайне, увы, ралли не любят, большинство привлекает бессмысленная толкотня на стадионах с отключенными повреждениями. Впрочем, покататься с немногочисленными фанатами WRC интересно, хотя при одновременном старте мельтешащие перед глазами «призраки» постоянно отвлекают от маршрута. Кроме того, в Сети регулярно выдают спецзадания (см. News в стильном, но чересчур медлительном меню игры), например, показать лучшее время на определенной трассе в отведенный срок.
Резюме
Достойное (и грязное!) продолжение DiRT, однако для звания зимнего хита заслуг у него маловато.
Оценка AG 77% - неплохо