В основе романа лежит реальная история экспедиции английского исследователя Арктики Джона Франклина, отправившегося на двух кораблях, «Терроре» и «Эребусе», искать морской путь, проходящий по Северному Ледовитому океану и соединяющий Атлантику с Тихим океаном. Пробиваясь через множества естественных испытаний (голод, болезни, суровые погодные условия), моряки встретят неведомое чудовище, неотступно следующее за ними и уничтожающее участников экспедиции.
Террор - Ужас Севера
Террор - Ужас Севера
Экспедиционные суда HMS Erebus и HMS Terror
Чтобы в полной мере проникнуться этой книгой, её надо читать зимой, тогда даже самые жестокие морозы покажутся вам лишь лёгким похолоданием. Зловещие бескрайние просторы дальнего севера, суровые погодные условия, испорченные консервы, корабли, намертво вмёрзшие во льды - всё это создаёт незабываемую атмосферу ужаса и обречённости. С самого начала понятно - шансы команды на выживание низкие, и с каждым днём они падают. Роман написан нелинейно, повествование постоянно прыгает во времени, от одного персонажа к другому и с этими скачками меняется и авторский стиль: у доктора Гудсера дневниковые записи от первого лица с обильными размышлениями, у капитана Крозье этакая мрачная ирония и т. д.
Террор - Ужас Севера
Террор - Ужас Севера
HMS Terror, выжатый льдами, рисунок капитана Бэка
Не могу не отметить тщательность работы автора с материалом. Каждую мелочь, каждый эпизод в биографии своих героев Симмонс тщательно выверил и использовал в своем романе: от флага, которым жена случайно накрыла Франклина до вещей, найденных в лодке Хикки. Что было взято в экспедицию, что где хранилось, кто занимал какие должности на кораблях — все это воссоздано просто-таки скрупулезно. Описания быта полярников столь подробны, что возникает полный эффект присутствия на этих вмерзших во льдах кораблях. Именно поэтому чтение романа производит такой эффект, и именно поэтому фантастический домысел автора столь реалистично вписывается в картину романа. Нельзя не отметить и обилие кровавых сцен, а также скрупулёзное описание цинги, после которого можно вообще заречься не употреблять консервы.
Персонажи получились очень запоминающимися. Дело в том, что Симмонс показал нам настоящих личностей. К ним невозможно относиться равнодушно. Их можно любить или ненавидеть, уважать или презирать. Отдельно хочется отметить Фрэ́нсиса Ро́дон Мо́йра Кро́зье. Крозье — отнюнь не принц на белом коне, у него хватает «своих заскоков»: несчастная любовь, уязвленное честолюбие, хронический алкоголизм, при всём при этом он умудряется оставаться отличным капитаном. На мой взгляд у Симмонса получился один из самых колоритных капитанов из всех, которые когда-либо присутствовали на страницах книг. Чего стоит его чтение корабельного устава на воскресных богослужениях.
Террор - Ужас Севера
Террор - Ужас Севера
Капитан Фрэнсис Крозье
Роман полон эффектных сцен, но самыми эффектными получаются именно фантастические сцены. Самая запоминающаяся - это безусловно безумный второй Большой Венецианский карнавал. Импровизированный зал на льду, в котором и происходит гуляние, выстроен наподобие коридора комнат из «Маски Красной Смерти» Эдгара По. И, разумеется, карнавал в таких зловещих декорациях не мог не завершиться очередной трагедией...
С удивлением обнаруживается, что даже самые странные эпизоды со временем складываются в единую величественную картину.
Это книга - настоящая глыба, такую не каждый сможет одолеть, но если это сделать, вряд-ли её когда-нибудь забудешь.