К моему великому удовольствию, удалось на минувших выходных наконец урвать время для просмотра дебютного фильма американского актера и режиссера Айзека (Исаака) Лива Шрайбера «Свет вокруг” (иначе – “И все осветилось”). И, честное слово, я не пожалел ни секунды.
На первый взгляд, «И все осветилось» кажется не слишком многообещающим для обычного зрителя проектом – неопытный режиссер, малоизвестные (исключая Элайджу Вуда) актеры, странный еврейско-украинский антураж, наконец, коммерческая безуспешность проекта (7 миллионов бюджета к 1,5 миллионам сборов)...
Действительно, мало что в этом фильме завлекает и манит широкую публику. Разгадать под толстой хипстерской пленкой волшебное обаяние настоящего, тонкого кино представляется здесь чрезвычайно сложной задачей. Но, видит Бог, хотя бы ради удовольствия от решения этой проблемы стоит смотреть «Everything is Illuminated».
Итак, фильм основан на малоизвестном в России одноименном романе молодого американского писателя Джонатана Сафрана Фоэра. К слову, в родных для себя Штатах Фоэр пользуется изрядной популярностью, а его писательский талант неоднократно отмечался даже такой литературной глыбой, как великий Апдайк. Роман Фоэра дал фильму название, а сам писатель стал его ведущим сценаристом, что, к слову, серьезно повлияло на структуру картины – оная почти точно копирует книгу, за исключением буквально нескольких эпизодов. И это таки не помешало!
Однако, удачный сценарий всегда закладывает лишь фундамент, на котором уже будет возводиться режиссером здание новой картины. Режиссер здесь – зодчий, а актеры – простые каменщики, работа каждого, от десятника до последнего подсобного рабочего важна в равной степени. Ошибется архитектор – и здание обрушится целиком, погребя под собой и вложенные средства, и актеров, и зрителя, и самого незадачливого прожектера. Ошибутся актеры – и дом выйдет слаб и непрочен, и даже самая уверенная инженерная работа работа его не спасет.
Если говорить о нашем примере, то тут почти очевидны ошибки главного, управляющего винта всей системы – Лива Шрайбера. Общая картина достаточно убедительна, однако во многих моментах малоопытный режиссер откровенно «не вытягивает» - кино много где не смотрится цельным, разбиваясь, что особенно хорошо заметно ближе к финалу, на осколки, которые Шрайбер отчаянно пытается соединить. И чем ближе развязка, тем менее, простите за каламбур, связными выглядят эти попытки.
Более того, печальная проблема Холокоста, пронизывающая роман Фоера, кое-где исчезает почти совершенно, а ближе к концу, напротив, ставится режиссером чересчур, до скукоты, остро.
Выражаясь грубо, ближе к финалу Шрайбер, заводя героев фильма в украинские степи в поисках сожженной немцами деревушки Траченброд, забредает в дикую степь сам и сваливается в откровенную «муть», из которой лишь изредка выплывают четкие и ясные образы. Правда, стоит заметить, что среди этих «четких и ясных» попадаются и совершенно сияющие - вроде стоящего «у стенки» еврея, видящего в небе за спиной расстрельной команды свою жену, вроде прадеда главного героя, отказывающегося плевать в Тору даже под угрозой смерти своей беременной дочери....
Впрочем, за большинство этих образов Ливу Шрайберу стоит слезно благодарить сценаристов.
Однако, несмотря на некоторые неудачные моменты, как режиссер герой трилогии «Крик» куда скорее жив, чем мертв. Несмотря на общую «замутненность» подачи сюжета, кое-что Шрайберу удалось снять совершенно бесподобно – а именно саму Украину – Одессу и прилегающие к ней деревушки и веси, по которым путешествуют на древнем авто осиянные светом герои.
Не только Одесса-мама, пейзажи которой в кадре лишь мелькают, но и великолепная малорусская глубинка, все эти крохотные Колки, Самойловки и Траченброды восхитительны – от съемок в этих местах и от попадающих в кадр их обитателей за километр несет правдой подобной жизни, и потому не вызывает ни малейшего сомнения, что снимал свое кино Лив не в штате Айова с построенной посреди леса избушкой и белым медведем, а именно там – на (в) Украине. Неповторимый еврейский-русско-украинский колорит пронизывает все совершенно – диалоги, манеры героев, повороты сюжета и даже, не смейтесь, работу оператора.
Как это удалось Шрайберу? С одной стороны, не очень-то сложно. Американский режиссер пошел по пути меньшего сопротивления и просто пригласил изрядное количество русских и украинских актеров. По сути, единственным англоговорящим актером является Элайджа Вуд, - все прочие диалоги происходят на русском и украинском языках с английскими субтитрами. Уподобляясь, простите, Мелу Гибсону, Шрайбер снял то, что ему надо таким, какое оно есть.
Получилось фантастически. Картина получилась удивительно, шокирующе близкой всякому русскому, всякому украинцу и уж точно всякому представителю народа израилева.
Ну, как минимум той его части, что проживает вблизи Одессы.
Признаюсь, более близкого моей душе кино я уже давно не встречал и среди тех, что выпускаются под гордыми отечественными лейблами – Шрайбер «схватил» буквально все противоречия, которые только могут возникнуть внутри крохотной ячейки общества – трех малознакомых людей (да-да, именно малознакомых, несмотря на то, что один из них другому приходится внуком), мчащихся на поиски своих корней в древней «Таврии»... Конфликт горожанина и сельского жителя, конфликт интеллигенции и «народных масс», конфликт отцов и детей, в конце концов. Шрайбер изумительно тонко, не выводя своих героев из комедийных амплуа, касается даже таких сложных и «запретных» тем, как преследования евреев в СССР, как жестокое неравенство между русским городом и деревней.
Поверить то, что все это удалось американцу, особенно учитывая имидж обитателей США, - практически невозможно.
Ах да, актерская игра. Что же, она прекрасна. Прекрасна даже несмотря на то, что в большинстве случаев оттеняется невыносимо ярким фоновым действом. Блестящий трагикомический тандем Элайджа Вуд – Евгений Гудзь, выгодно подкрепляемый опытом представителя настоящей советской театральной школы Бориса Лёскина создает приятнейшее смешение настоящей еврейской консервативности, какую являет «Фродо» и той простой разбитной вольности, которая предстает нам в образе одесского тусовщика Алекса (Гудзя).
Не стоит забывать и о братьях наших меньших – собака с фантастическим именем «Сэм-Дэвис-Джуниор-Джуниор» также вносит немалую лепту, добавляя, к примеру, фильму сходства с бессмертным отечественным шедевром «Трое в лодке, не считая собаки».
Ну, и на закуску – саундтрек. Оттого, что мне фильм пришлось так безбожно расхвалить, про звуковую дорожку так и тянет сказать что-нибудь гадкое. Но – совершенно не выходит. «Ленинград», Gogol Bordello, чьим фронтменом является собственно Евгений Гудзь, сохраняют упоминавшийся колорит даже тогда, когда пейзажи и диалоги к этому, вроде бы, не располагают.
Диагноз: Блестяще. Дебют удался на все сто, товарищ Шрайбер. Вернее, на все 7.