Несколько раз в ходе различных бесед упоминался "Звёздный путь", Доктор неоднократно предлагал подготовить наконец пост, посвященный этой теме. Я решил, что если у LootHunter до этого пока не доходят руки (по самым различным возможным причинам), будет неплохо подготовить почву для стартрековских постов: начать хоть с чего-нибудь! И это может сыграть роль необходимого импульса для дальнейшего развития тематических публикаций.
Сам я смотрел пока что один сериал и новые фильмы Дж. Дж. Абрамса. LootHunter похоже ориентируется в классических сериях Star Trek, так что ему оставляю честь по написанию соответствующих постов.
Постараюсь рассказать о том сериале, который я видел.
"Вояджер" обладает не самой хорошей репутацией, с другой стороны именно этот сериал мне попался с полным сопровождением субтитрами, что и определило удобство для личного знакомства.
Небольшое отступление.
Star Trek имеет особенно значительный вес и влияние за рубежом, я бы его назвал частью народной культуры (то есть я не говорю про массовую: он стал ближе и роднее иностранцам, как нам близки и родны, например, комедии Гайдая и Рязанова). Первый сериал создавался под впечатлением достижений в области изучения космоса и успехов по космической программе. Также авторы испытывали озабоченность в связи гонки вооружений между СССР и США, поэтому сериал нёс в себе примиряющее послание: почти утопический образ будущего с объединившимся человечеством, так что команда была интернациональной, а потом среди героев появится и русский - энсин Павел Чехов (пусть и клюквенный, но не со зла). Героями сериала стали не какие-то бойцы с инопланетными захватчиками, а команда исследователей космоса - сама идея миссии космического корабля "Энтерпрайз" напоминает морские экспедиции в эпоху великих географических открытий. Конечно, для наполнения сериала динамикой с командой "Энтерпрайза" случалось всякое: и в плен попадали, и от кого-то защищались, и прочие конфликты бывали. Но эти люди в первую очередь учёные, поэтому решающее слово оставалось не за силой оружия, а за смекалкой героев: если на очередной планете они сталкивались с загадочной опасностью, то победить им помогал анализ обстановки и выработка верной теории о том, с чем они столкнулись. Проверив затем теорию на практике, герои освобождались от очередной напасти.
Таким образом, каждая серия была самодостаточной и показывала историю с ключевой темой. Путешествие исследователей могло продолжаться долго: у них не было финальной цели, кроме ограничения экспедиции сроком на 5 лет, так что у сериала не было и какого-то основного стержневого сюжета.
В фантастике всегда любили наукообразные выражения и словечки, однако "Звёздный путь" в этом смысле был скромным и достаточно правдоподобным. Авторы хотели меньше фантазировать и больше сообщить зрителям полезной информации, так что кроме развлечения сериал был образовательным. И уж точно многие поколения с детства увлекались техническими дисциплинами насмотревшись Star Trek (в интервью с теми или иными программистами, инженерами частенько можно встретить упоминание позитивного вдохновения "Звёздным путём").
В наши дни удивительно оглядываться на историю этого сериала, который много раз хотели закрыть и руководство канала NBC постоянно принижало значение Star Trek, не осознавая насколько им повезло участвовать в рождении великого. Теперь-то "Звёздный путь" способен продавать сам себя, чему доказательством куча сопроводительных товаров: комиксы, игрушки, сувениры с символикой сериала и прочее.
80-е запомнились сериалом Star Trek: the Next Generation. Он стал уже более развлекательным, появилась глобальная угроза в лице цивилизации Борг (концепция машинного сверхразума, который считает благом уничтожение отдельной личности: все захваченные био-организмы преобразуются в киборгов и сознают себя как Борг). Теперь была основная линия сюжета противостояния Борг и спасения Федерации.
Сериал Star Trek: Voyager испытал на себе влияние "Нового поколения", поэтому в нём тоже есть основной, связующий серии, мотив истории (об этом чуть ниже). В то же время похоже, что авторы решили попытаться вернуть базовые идеи из эпохи "Оригинального сериала", когда звучал девиз (или слоган): "Смело идти туда, где не ступала нога человека" (To boldly go where no man has gone before).
Итак, завязка нового сериала проста: в мире "Звёздного пути" идёт 2371 год, со стапелей спущен новый звездолёт Звёздного флота Объединённой федерации планет "USS Вояджер (NCC-74656)" (USS Voyager). Он принимает на борт свою команду, и получает своё первое задание — разыскать корабль некой террористической организации Маки (Maquis), который скрывается в необычном регионе космического пространства, известном как Пустошь,
Все события происходят быстро в течение первой (пилотной) серии: "Вояджер" находит свою цель и завязывается сражение. Увлеченные схваткой, оба корабля попадают в пространственную аномалию, созданную интергалактическим существом — Опекуном. В итоге их забрасывает в дельта-квадрант, на 70 тысяч световых лет от Земли. Отныне главная цель — вернуться домой.
Оба корабля сильно потрепаны битвой и телепортацией через аномалию, потеряли по половине членов экипажей. Поэтому принимается решение всем перебраться на "Вояджер", забыть вражду и сообща искать путь домой. Первое время основными задачами вновь образованной команды "Вояджера" будут ремонт корабля и организация хозяйства, поиск ресурсов на планетах. Авторы имели возможность прописать самые разные загадочные находки в дельта-квадранте, но насколько я понял претензии к сериалу, сценаристы осторожничали и не отваживались на смелые эксперименты. Зачастую в дело вступали повторы сюжетов из предыдущих сериалов, с изменением некоторых деталей. Это является одной из основных претензий к сериалу (впрочем, как абсолютный новичок по "Звёздному пути", получил только позитивные впечатления и критику не разделяю).
Другая претензия к "Вояджеру" связана с действующими героями, образами персонажей. Тут банально можно начать с того, что командир корабля — женщина, Кэтрин Джейнвей, а не волевой орёл-мужчина. Или местный аналог знаменитого вулканца Спока — чернокожий Тувок. Эти и другие критические замечания связаны с тем, что подобные детали "Вояджера" нарушают прописанные каноны вселенной Star Trek. Поскольку я не так сильно сведущ по этому вопросу, не могу оценить их обоснованность. С другой стороны, не все персонажи обладают интересными чертами. Парочка приятелей - Томас Пэрис и энсин Гарри Ким - это очень уж типичные персонажи, без "изюминки" или "перчинки". Хотя Томаса Пэриса сначала представляют весьма интригующе - его забирают из тюрьмы как бывшего участника группировки Маки, посрамившего к тому же честь мундира Звёздной академии. Мог получиться персонаж, склонный к нарушению субординации и своевольности, но этого не будет.
Продвижение по дельта-квадранту окажется сопряжено иногда и с приятными, полезными находками: другими аномалиями, которые будут подбрасывать "Вояджер" поближе к дому. В то же время экипаж будет заниматься собственными проблемами: решать конфликтные ситуации между бывшими террористами и дисциплинированными выпускниками Звездной академии. Особенно остро социальный вопрос встанет ближе к концу, когда всем становится ясно — террористы изменились, но всё равно должны будут ответить по закону.
"Вояджер" тоже столкнётся с Борг. И в его положении это особенно опасное испытание. Правда, в результате будут даже захвачены кое-какие трофеи Коллектива Борг и они неплохо помогут приблизить возвращение домой. Заодно экипаж освободит превращенную в киборга девушку — Седьмую-из-Девяти. Кэтрин Джейнвей будет стремиться к тому, чтобы вытеснить Борг из сознания девушки и вернуть её человеческую сущность. Это станет одной из интересных тем сериала, развивающихся в дальнейшем.
Дельта-квадрант окажется обитаемым, причём достаточно развитыми цивилизациями. На счастье — и одновременно — несчастье "Вояджера", развитие этих цивилизаций уступает технологиям Федерации. Это делает "Вояджер" грозным противником для одних, и желаемым трофеем для других. А так как силы "Вояджера" ограничены, требуется тактическое мышление и способность избегать выматывающих сражений. Жаль только, что представленные враги не могут похвастаться уникальной культурой: как многие отмечают, они напоминают уже знакомых клингонов.
Серьёзной проблемой для "Вояджера" является потеря медперсонала. Теперь остаётся полагаться на услуги голографического Доктора (Экстренная медицинская голограмма). (Сказать по правде, до сих пор удивлён тем, что такое "голограмма" в мире "Звёздного пути": если обычно это только световая проекция изображения, то здесь внезапно голографический доктор оперирует людей из плоти и прекрасно взаимодействует с физическими объектами. Да здесь даже органы из голограммы делали, которые могли поддержать жизнь на время поиска настоящего донорского органа!). Это весьма яркий персонаж сериала, с чем соглашаются и критики "Вояджера". Со временем Доктору дадут больше свободы и он из обычного вспомогательного медицинского инструмента превратится в полноценную личность. Сначала он будет ограничен нахождением в местах, оборудованных голопроекторами, но потом получит персональное устройство и сможет сам перемещаться по кораблю.
Персонажей здесь хватает, а отдельные серии посвящены каким-то проблемам одного из героев: лучше раскрывают образ, служат развитием персонажа, демонстрируют решение социальных вопросов.
Например, командир группы террористов Чакотэ становится на "Вояджере" старпомом, вторым человеком после Джейнвей. Несколько удивляет, что он так охотно и покорно принимает эту роль и не стремиться поднять бунт. А вот кое-кто среди его бывших подчинённых затаит обиды и будет плести заговор. Чакотэ вмешается в эти тёмные планы и разрядит обстановку. Так что, если до этого к самому Чакотэ было пристальное внимание и его на всякий случай контролировали, то после случившегося он доказал свою благонадежность.
Один из первых встреченных в чужих краях инопланетянин оказался на счастье миролюбивым. Талаксианец Ниликс присоединился к команде "Вояджера", хотя ему, конечно, не надо лететь на Землю. Но технические возможности "Вояджера" послужили неплохим средством, чтобы заключить с ним договор о помощи. Помочь он может не многим, но полезен хотя бы тем, что он хоть что-то знает о дельта-квадранте и может немного проинформировать экипаж и что-то посоветовать. В последующем его даже сделают дипломатом. В остальном Ниликс - комичный персонаж.
На протяжении семи сезонов "Вояджер" пробирается домой, сюжеты серий чередуются: то встречается очередная аномалия и потенциальная угроза; то серия для разрядки повествования, в которой Доктор приобретает новые личностные качества; то серия, в которой Седьмая-из-Девяти ещё на пару шагов приблизилась к своему человеческому "я"; есть и мелодраматические серии - как не свести полюбовно бывших противников?.. Обиднее бывает за серии, которые один раз затронув интересный мотив, далее не раскрывают заложенного потенциала. Самый яркий пример - обнаруженная в дельта-квадранте инопланетная раса под названием "вид 8472". Появление новичков было преподнесено со зловещим и таинственным подтекстом. Вид 8472 — не самоназвание расы, а номер классификатора, выданного им Борг, да ещё сам Коллектив Борг как будто побаивался этих таинственных инопланетян. Новички оказались формой жизни, обитающей в некоем жидком космосе и способной перемещаться в космическом пространстве без защитных костюмов. Первая встреча с ними едва не закончилась гибелью одного из членов экипажа "Вояджера", а уж сказанная одним из представителей 8472 зловещая фраза - "Мы очистим от вас всю галактику" - настраивала на ожидание серьёзной заварушки и отчаянной борьбы за выживание по пути домой.
Подобного развития событий было логично ждать... напрасно: в итоге получился пшик. Сценаристы предпочтут забыть о том, какое ружье повесили на стену, так что выстрел окажется холостым. Внезапно, в пятом сезоне представители вида 8472 окажутся уже очень мирными существами.
Наверное, сериалу не повезло со временем создания. Многие люди работали над другим сериалом из мира "Звёздного пути" - Deep Space Nine (Станция Глубокий космос 9). С актёрами The Next Generation снимали полнометражные фильмы. В общем, франшиза Star Trek и без того окучивалась очень бурно. "Вояджеру" перепадали крохи внимания, так ещё и сценаристы менялись постоянно, что приводило к возникновению одних потенциально интересных идей, последующему их игнорированию и предложению вместо них других.
Тем не менее сериал мне понравился. Стоит честно признать наличие у него недостатков, но его просмотр подарил интересный новый опыт космической фантастики иного типа, не сравнимой со "Звёздными войнами". В хорошем смысле.
Источники: помимо всевозможных вики и своей памяти о впечатлениях сериала,