Жанр | Приключения |
Режиссер | Олег Степченко |
Сценарий | Олег Степченко, Александр Карпов, Николай Гоголь |
В ролях | Джейсон Флеминг, Алексей Чадов, Агния Дитковските, Андрей Смоляков |
Бюджет | $26 000 000 |
В прокате | с 30 января |
В первую очередь Вий – это старое славянское предание о чудовище-гноме, чье имя созвучно с украинским словом, переводимым как Ресница. Назван он так не случайно, его ресницы длинны, а веки еще длиннее, они растут до самого пола и прорастают в землю. Такой образ возник благодаря сказке о святом Касьяне (реальном Иоанне Кассиане) и его веках, за которыми, как болтали старухи, скрывается жуткий взгляд, несущий смерть и неудачи (сглаз).
Легендой этой вдохновился поэт, писатель и драматург Николай Васильевич Гоголь. Он собрал все, что было известно о Вие и сделал его ключевым персонажем своей повести с одноименным называнием. В ней говорилось о трех студентах, попавших на какой-то случайный хутор. Один из них избивает старуху-ведьму и сбегает, но позднее его насильно приводят обратно. Старуха оказывается прекрасной девой, и от полученных увечий она скончалась, перед смертью желая, чтобы Хома, этот студент, читал три ночи заупокойные у ее гроба. Но каждую ночь она оживала и пыталась добраться до своего убийцы. На третью ночь пришел Вий и одним своим взглядом убил Хому.
У этой истории до сегодняшнего дня было шесть экранизаций. Самой хорошей, на мой взгляд, является советский фильм 1964 года (называется просто «Вий»), а самой последней тоже отечественный фильм «Ведьма», но он был уже приближенный к нашему времени. И вот теперь, седьмая экранизация, хотя из всех возможных экранизаций она самая далекая.
Но сейчас пока не о ней. Режиссер Олег Степченко снял всего два фильма, и оба были посвящены не своим каким-то внутренним идеям, а мечте режиссера снимать как в лучезарном Голливуде. Иностранные актеры, большие бюджеты, модные операторские приемы, актеры дубляжа, переозвучивающие актеров фильма. Но ни «Сматывай удочки», ни «Мужской сезон» даже и близко не приблизились к хорошим фильмам. В Голливуде, конечно, такое снимают, но выпускают сразу на носителях.
Третьим фильмом Степченко должен был стать «Вий», и он тоже должен быть сделан как в Голливуде. Но только цель была другой, не просто снять как там, а снять как там, но чтобы это можно было смотреть как здесь. Другими словами, сделать просто качественное отечественное кино с западным лоском. И работа была проделана просто огромная.
Тест эффекта 3D
Для декораций фильма, строители сделали более двух десятков домиков. Получился практически настоящий хутор, где можно было жить.
особенно радует вот этот нечестивец в зеленых штанишках
События фильма в основном протекают через год, после того как Хома умер у гроба панночки. Тот самый хутор отгородился от мира, не ведет ни торговли с другими, ни чужаков не пускает, да и сами люди не выходят за границы святого круга, чтобы не пасть жертвой нечисти, что вырвалась во время обряда Хомы. На этот хутор прибывает Джонатан Грин, мечтающий стать великим картографом. Он исследовал эти земли, но был вынужден прямо-таки ворваться к селянам в жизнь. И запускает цепочку событий, которые заставляют взглянуть на тот самый сюжет по-новому. Кто на самом деле виноват в смерти красавицы-дочери сотника? Чего добивалась от Хомы ведьма и Вий? Ну и как в этом всем замешан местный батюшка, человек еще более страшный, чем вся адская нечисть?
Последнего в фильме действительно много. При всей религиозности Гоголя, местный святой отец олицетворяет всю низость современной и тогдашней церкви, алчность, зависть, садизм, похоть и беспредельный эгоизм, прикрытый лицемерием и закаленной в веках ложью. Так что людей, что жалуют христианство и православие превыше логики и собственного разума, лучше держать от нового «Вия» подальше.
В остальном фильм типичное приключенческое кино. Тут есть погони по лесу, стрельба по демонам, битвы на саблях, пьянки с горилкой и салом, а о мистике напоминает лишь парочка сцен с обилием компьютерной графики в хорошем 3D. И минус тут только в том, что кино получилось очень длинное, и порой от количества действа все события смешиваются в одном котле, превращаясь в кашу.
Рядовому зрителю подобная мешанина может не понравится, но свой зритель для фильма найдется. Если уж комедийное трешачко у нас собирает по 10 миллионов долларов за неделю, то хорошему, пусть и затянутому «Вию» тоже надо бы дать свой кусок. От обычных зрителей – за старания команды (а они видны невооруженным глазом), от остальных – за впечатления, что этот фильм оставляет. Тут есть и юмор, и динамика, ну так чего же еще остается желать? Мистики, логики, актерской игры? Ну извините, не все сразу. Надо хотя бы научиться с правильного конца брать камеру и перечитывать сценарии. Создатели «Вия» в этом плане поступили куда лучше так называемых популярных отечественных киноделов. И на том спасибо.