Хранители light
Комикс-трилогия «Люди Икс», при всех ее бесспорных недостатках, была знаковым кинематографическим явлением: первое супергеройское кино, позволившее себе высказаться на злободневную социальную тему. Однако в определенный момент политкорректная метафора себя исчерпала и приблизительно на середине третьей части киносериал превратился в довольно бессмысленное, но богато обставленное фантастическое зрелище о том, как удивительные герои сражаются с удивительными злодеями, вытворяя всякие впечатляющие штуки. Для фильма-приквела, взявшего на себя обязательство объяснить природу этого противостояния, «Первый класс» замахивается слишком на многое — личностные становления защитника светлой и апологета темной сторон происходят на фоне воспоминаний о преступлениях нацистов, развертывания конспирологической версии событий «Карибского кризиса», разрешения рефлексирующими мутантами кризиса самоидентификации и затрагиваемых вскользь еще нескольких побочных линий. По всем целям сразу попасть предсказуемо не получается, зато удается главное — обеспечивается нарративная мотивировка буйства спецэффектов, служащая дополнительным стимулом не отводить от экрана глаз (можно подумать, кто-то в нем нуждался). При этом кино ухитряется оставаться легким, скоростным, неперегруженным — вспоминая «Хранителей», где обыгрывалась отдаленно схожая идея (атом как спасение для одних и избавление от других) и где один из центральных положительных персонажей в конце тоже оказывался воплощением тотального зла (которое считает, что творит добро, с руками по локоть в крови), «Первый класс» избегает таких, безусловно, неприятных для кассовых сборов коллизий, как дымящийся в попытке осмыслить увиденное мозг зрителя и панически выбегающих из зала бесноватых мамаш, оскорбленно восклицающих в том духе, «что за наркотическую ЛСД-дрянь американские пропагандисты подсунули нашим детям». Никакого «околофилософского вздора», политических подтекстов и тяжелых нравственных переживаний — летний блокбастер, каким он должен быть, мамы и их сыновья-школьники будут довольны.
Формально, новые «Люди Икс» — не перезагрузка киносерии, с позиций эстетики — она самая. В пользу этого говорит и полностью сменившийся съемочный состав — молодой и энергичный английский режиссер Мэттью Вон собрал на площадке молодых и энергичных актеров, которые убедительно в меру своих способностей демонстрируют, что значит быть следующим звеном в эволюции человека (ничего это на самом деле не значит). Хороши юный и еще с растительностью на голове (на эту тему в фильме много и упоенно шутят — реверанс в сторону поклонников комикса) профессор Икс, в исполнении Джеймс МакЭвоя («Особо опасен», «Последний король Шотландии») очаровательно охмуряющий студенток затасканной фразой про хромосомы, и синяя (еще одна притянутая за уши параллель с «Хранителями») девушка Рейвен (Дженнифер Лоренс), мечущаяся между обличьями и от одного мужчины к другому. Но особенно хороши злодеи — растворяющийся в воздухе инфернальный черт Азазель в строгом костюме, холодная (во всех смыслах) и обворожительная телепат Эмма Фрост и их элегантный предводитель бывший нацисткий врач-палач Себастьян Шоу, переквалифицировавшийся в энергетический приемник-конденсатор: типично «бондианские» по идеологии и методам ее практического применения бандиты. Не очень убедителен только балансирующий между добром и злом Эрик, он же Магнето — ну, не беда, «Первый класс» вообще не стремится к убедительности: в фильме, снятом в нарочито реалистичной, как в «Пипце», манере, грим свирепого ученого Зверя выглядит неприкрыто кукольным, алмазная форма покрывает мисс Фрост вместе с нижним бельем (именно за это нижнее белье фильм получает дополнительный балл к оценке), а главный злодей с каменным лицом водружает на голову жестяное ведро со словами «Вот что мне передала русская разведка». Иногда (например, в эпизоде с приподнятой над водой подводной лодкой) кажется, что самоирония Вонга переходит границу и что над режиссером нависал недостаточно строгий голливудский продюсер, попустительствовавший его молодецким чересчур хулиганским выходкам. С другой стороны, если бы продюсер был строже, а режиссер — немоложе, удалась бы эта комикс-феерия, мутантский праздник, каким оказался «Первый класс»? Но все-таки если когда-нибудь в кино «Люди Икс» поднимут тему геноцида на Геноше, предпочтительнее было бы увидеть в режиссерском кресле Зака Снайдера.
Чтобы картинки не затрудняли чтение текста, они убраны в отдельный пост-галерею.