Вспомните, дорогие друзья, когда вы последний раз видели хорошую, самобытную компьютерную игрушку по мотивам голливудского блокбастера и встречалась ли вам столь редкая птица вообще? Тоненькая ниточка тянется аж к престарелым "Хроникам Риддика" 2004 года выпуска. После - одни расстройства. Который год на полки магазинов в страшных количествах вываливается низкосортный ширпотреб а-ля Spider-Man, Harry Potter и Transformers. В топку бездушную халтуру, скажу я вам, в топку!
Многие уже успели отсмотреть новую анимационную ленту Роберта Земекиса "Беовульф". Эпик, обошедшийся студии Paramount в $ 150 млн., по праву признан критиками лучшим киновоплощением англосаксонского фольклора. Вкрапления ненавязчивого сюжета и более-менее прописанные персонажи сотворили чудо - кино буквально влюбляет в себя. "Беовульф" Земекиса (товарищ ранее успел отличиться "Полярным экспрессом" и "Домом-монстром") выжил из почти тысячелетней легенды все соки. Режиссер сделал ставку на зрелищность, и не прогадал.
Столь интересный и значимый проект никак не мог обойтись без игры по мотивам. Разработку доверили не слишком опытной, но достаточно даровитой французской студии Ubisoft Tiwak, известной по платформеру Tork: Prehistoric Punk и пламенному "моторчику" Yeti, бьющемуся в груди обоих частей Ghost Recon: Advanced Warfighter. Результат надежд, как это часто бывает, не оправдал. Есть ли среди вас те, кого интересует вторичный, инертный и, что самое обидное, бездушный экшен? Нет? Я так и думал.
Ох, уж эти паразиты!
Поделки, похожие на Beowulf, в игровой тусовке принято называть паразитами. Сперва, они выглядят забавно, и даже увлекают на пару часов, но уберите из игры все, что связывает её с фильмом (сюжет, окружение, знакомых героев) и вы тут же получите пустышку, издавать которую не отважится даже фирма 1С. Такими были Lord of the Rings: The Fellowship of the Ring, TMNT и Spider-Man 3. Такой же страшной мымрой получилась и новоиспеченная Beowulf: The Game.
Начнем, как положено по регламенту, с сюжета. История, мало того, что линейна и начисто слизана с фильма, так еще подается на редкость невнятно. Тем, кто о кино знает только понаслышке, разобраться будет трудно. Значит, жил себе поживал бравый парень Беовульф, родной племянник могущественного правителя Хигелака. Мужчина он был крепкий - ел за десятерых, морды бил за тридцать человек. Все остальное, надо полагать, тоже делал за целый взвод. Странствовал Беовульф себе спокойно по свету, хладнокровно вырезал разнообразную нечисть и по возможности творил добро. Однажды, от двоюродного брата Хродгара пришла тревожная весточка - на болотах обосновалось чудо-юдо по имени Грендель. Мутант по ночам откусывает рабочему люду конечности, а интеллигенции - головы. Заразу надо обезвредить, поэтому оперуполномоченный Беовульф со своей верной дружиной садится на корабль и отправляется к старшему братцу.
В первой же схватке Грендель огребает геройской силушки. Лишившись руки, монстр позорно бежит зализывать раны в родную пещеру, где благополучно откидывает копыта. Здесь же мы встречаем родную мать уродца. Хвостатая бестия бесстыдным образом очаровывает нашего героя, обещает безраздельную власть, и совершает над ним акт сексуального, извините, насилия. Результатом которого... стоп. Остальное узнаете сами, если, конечно, отважитесь. Игра поделена на три акта (последний совсем короткий), в каждом несколько коротких эпизодов. Полное прохождение, в зависимости от вашей ловкости и сообразительности, отнимет 7-8 часов драгоценного свободного времени. Минимум два уйдут на защиту девственниц от похотливых троллей.
Чуть не забыл. Очень важное примечание для ярых фанатов фильма, которые, даже не смотря на этот обзор, купят творение Ubisoft Tiwak только из-за одного названия. Обидно, печально, досадно, но на голливудских звезд у издателя денег не нашлось. Лучше сразу забудьте про Рэя Уинстона, Энтони Хопкинса, Джона Малковича и губищи Анжелины Джоли. Никого из них вы в игре не увидите. И даже не услышите. Герои Beowolf только издалека похожи на своих "киношных" прототипов. Вблизи же сплошное разочарование.
Простые движения
Вот мы тихонько подобрались к геймплею. Под стать фильму, игра до краев наполнена диким, брутальным экшеном. Первый час, а то и два не оторваться. Однако приходится. Подвело обучение, которое больше путает, чем реально помогает. Например, в самый ненужный момент вылезает чудо-окошко, разъясняющее, что у героя есть специальный режим озверения. Дабы закрыть панельку и вернуться к игре, нам необходимо "активировать способность, зажав кнопку активации способности". Серьезно. То, что это клавиша Caps Lock, приходится догадываться самому методом тупого перебора (не добраться даже до настроек управления). Геймпад желателен, но не обязателен. Для порта с консоли в "Беовульфе" удивительно отзывчивое управление. Чего не скажешь о бестолковой камере. Зачастую она без спросу отправляется в вольный полет. Хотя, мы бы и это простили, если бы не чудовищная монотонность игрового процесса.
Умеем мы, главным образом, калечить и убивать. С чувством, с толком, с расстановкой. Руками, ногами, палками, топорами, мечами, копьями, бочками, валунами и много чем еще. Беовульф парень простой и живет по незамысловатой морали: если в сердце дверь закрыта, надо в печень постучать. Боевая система сильно напоминает упрощенную схему приставочной God of War. Левая кнопка мышки отвечает за быстрый удар, правая - за сильный. Поочередно щелкая клавишами, мы получаем незамысловатые комбо, наподобие супердобивания "пяткой в нос, копытом в рыло". Средняя клавиша позволяет произвести захват. Тут-то и начинается "Killing Spree!". На экране появляется панелька, вроде тех, что мы видели в Fahrenheit и God of War. Быстро настукивая примитивные комбинации, Беовульф красиво и очень кроваво расправляется с противником, укладывает его на лопатки, либо отбирает у несчастного злодея орудие смертоубийства. Периодически появляются боссы. К этим громадинам подбираются особые ключики. Так старину Гренделя, сразу после обычной атаки, для пущей эффективности нужноогреть здоровенной дубовой чуркой. На раннем этапе разработки, планировалось, что игрок сам сможет выбирать боевой стиль, влияющий на дальнейшее развитие событий. Быть либо мясником, берсеком, либо лучезарным героем. Соответственно, приобщиться к темной или светлой сторонам силы. В итоге два стиля оставили, но теперь они не влияют на сюжет. Играть кровожадным королевичем куда проще. Плюс, некоторых боссов побороть можно только в режиме озверения. Для полного счастья, в моменты затишья, шатаясь по собственному замку можно прикупить у NPC "берсековкие" или "героические" апгрейды. Взамен с нас потребуют камни, которые собираются из рун, разбросанных по уровням и так же разделенных на две категории.
Изредка бездумное мочилово прерывается акробатическими упражнениями, которые тут как корове седло. Основных трюка, по сути, всего два. Во-первых, можно с разгону вскарабкаться по отвесной стене, при условии ее шершавости. Во-вторых, герой, аки известный персидский принц, умеет раскачиваться, и сигать с выступа на выступ. Разбиться насмерть, как правило, нельзя. Никакого азарта.
Следуя тенденциям моды, Ubisoft Tiwak прикрутили ко всему этому счастью мини-игры. Суть их проста - "дирижировать" своим отрядом. То песенку хором спеть, то булыжник коллективно отодвинуть. На экране по кольцу движутся короткие и длинные полоски. От нас требуется чувство такта и планомерное нажатие клавиш "верх" и "вниз". При этом на экране высвечиваются проценты. Как только счетчик дойдет до ста - необходимое действие выполнено.
Верные братья по оружию преследую нас почти в каждом эпизоде. Объективно, от них больше головной боли, нежели пользы. Либо враги всех перебьют, после чего наступает полный Game Over, либо мы сами, в режиме берсека, случайно, порвем в клочья парочку друзей, что чревато тем же. А если вспомнить про дурацкие чекпоинты, расставленные очень бестолково...
С таким набором "достоинств" и "достатков" разработчикам можно смело приступать к экстремальному суициду (с разбегу и желательно в прыжке) или обзаводиться первоклассным движком. Действительно, картинка "Беовульфа", по земной логике, должна радовать: игрушка заточена под самые современные консоли (PS3, X360). Увы, после знакомства с Heavenly Sword мастерство программистов Ubisoft Tiwak не впечатляет. Графика лишь немного лучше последнего "Принца Персии", который, как вы помните, в продаже не первый год. С трудом верится, что на этом же движке базируется последний Ghost Recon. Керосина в огонь подливают дизайнеры и художники, чей профессионализм под большим вопросом. Локации однообразны, безжизненны. Текстуры сверкают разными оттеками серо-буро-малинового. Виртуальный оператор стыдливо маскирует корявую лицевую анимацию. Почти все персонажи, кроме сюжетных, вылезли из одного бака с протеинами. Нечем любоваться. Выигрышно смотрятся только забористые спецэффекты, которых, временами, бывает даже слишком много. Знали бы вы, каких усилий мне стоило наснимать скриншотов для этой статьи, когда все вокруг смазано беспощадным bloom'ом. Не удивлюсь, если следующим проектом французов будет симулятор Сальвадора Дали.
Контрастный душ
Пофантазируем. Представьте остроту ощущений, когда вас семь часов кряду одновременно поливают и холодной, и горячей водой. Через три часа хочется отгрызть себе конечности и самолично спустить себя в унитаз. На седьмом - повеситься на шнурках. Так вот Beowolf именно такой контрастный душ. Сначала забавно. Затем скучно. В конце невыносимо. Так и хочется обозваться чем-нибудь обидным, вроде "God of War для бедных" или "Prince of Persia для инвалидов". Игрушка наивно попыталась впитать в себя лучшие черты экшенов первого эшелона, но сделала это на редкость неумело и неуклюже. Разработчики забыли, что даже над бездумным слэшером надо долго и усердно работать, взвешивать "за" и "против", шлифовать геймплей. Скажите, ну кому нужна бестолковая акробатика, прилепленная скорее для галочки? Или примитивные комбо, если все равно куда проще взять дубину побольше, включить "режим дурака" и парой ударов превратить вражеский отряд в тонну отборного фарша? Глупенько, в общем, хотя местами и зрелищно. Ведерко гнилого попкорна для фанатов - что тут добавить... не подавитесь!