Когда паркур милее высокой идейности: рецензия на сюжетные DLC к AC IV "Крик свободы" и "Авелина"
Помимо небольших локаций со спецоружием и шмотками, десятком стражников и обычными денежными сундуками, вшитых в основную игру и гордо обозванных "миссиями", создатели Assassin's Creed IV озаботились выпуском и собственно сюжетных DLC со своими героями и историями, не сводимыми к истории Эдварда Кенуэйя. На сегодняшний день вышло два таких дополнения: "Крик свободы" с бывшем квартирмейстером "Галки" Адевале в главной роли и "Авелина" с одноименной ассасинкой, известной нам по Assassin's Creed: Liberation, в качестве протагониста. Первое из двух дополнений можно либо купить отдельно, либо получить наряду с другими DLC посредством приобретения Season Pass. Второе же первоначально позиционировалось как эксклюзив для PlayStation, но потом обнаружилось и в составе Digital Deluxe Edition для PC. Ознакомившись с рядом обзоров и отзывов на ассасинских и около того форумах и ресурсах, я возлагала гораздо больше надежд на "Крик свободы". Оно, понятное дело, и длиннее, и доп. заданий в нем больше, и на кораблике дают поплавать по Карибскому синему морю. Реальность, на мой скромный взгляд, оказалась отличной от первоначальных ожиданий. И я в который раз помянула добрым словом (реально добрым, это не сарказм) умудренного жизненным опытом Сирио Фореля, любившего повторять: "Смотри своими глазами".
Крик свободы
Действие DLC разворачивается спустя примерно 15 лет после расставания Адевале с Эдвардом. Капризы Судьбы и переменчивой тропической погоды забрасывают главного героя, избравшего в конце концов Путь ассасина, на Гаити, в городок Порт-о-Пренс, где он становится невольным участником движения сопротивления чернокожих рабов, вошедших в историю как
Реалы в Крике свободы присутствуют. Зарабатываются они поиском сундуков, продажей товаров и материалов с разграбленных кораблей (пиратские повадки Адевале все-таки дают о себе знать), однако, наиболее доходным промыслом, и в плане тех же товаров, и в плане золота, становится нападение на невольничьи суда. По 5 000 реалов с конвоя, перевозящего чернокожий товар, не считая рома, металла, сахара, древесины и пр. Такие прибыли с одной посудины капитану Кенуэйю и не снились. Сдается мне, узнай об этом Эдвард, он тоже стал бы "убежденным" борцом за права угнетенных афроамериканцев. Но самое главное, опустошая трюмы рабовозов, мы пополняем свой счет обретших нашими стараниями свободу и примкнувших к движению сопротивления душ. И чем больше таковых душ будет записано на счет играющего, тем более вкусные штучки по части экипировки лично для себя и по части оснастки для "Эксперто Креде" получит Адевале совершенно бесплатно. Менее выгодны рейды на плантации. С них меньше перепадает как бабла/добра, так и освобожденных негритянских душ. А вот в отношении рекрутов-маронов они идентичны галеонам с живым товаром. Да уж, ушлые европейцы-колонизаторы додумались превратить африканцев в товар и дармовую рабочую силу, и только ребятам из Юбисофт пришло на ум сделать из несчастных универсальное средство обмена, эквивалент денег. А что? Освободил 25 невольников - получи сумку для дополнительных шэнбяо, освободил 125 - железный таран к бригу теперь твой. Бартер, млин. Смешно было бы, коли бы не было так цинично и грустно.
Руля Адевале, мы играем черным на стороне черных ради спасения и счастья всех черных. Именно так в Крике свободы внешне выглядит фракция хороших парней и девчат. По мере развертывания сюжета мы бодренько выпиливаем внутриигровых плохишей, кои представлены исключительно бледнолицыми: стражников, надсмотрщиков, работорговцев и чинов колониальной администрации. Создается впечатление, что разработчиков из Нового Света вконец захлестнула волна покаяния перед неевропеоидными соотечественниками за столетия геноцида, унижений, издевательств, притеснений, сегрегации и расовой нетерпимости. Занятный и знаковый для новейшего времени феномен, который трудно понять и тем более прочувствовать жителю Старого Света (особенно рожденному в СССР и воспитанному на принципах мира во всем мире и дружбы народов). Кстати, все эти посыпания головы пеплом и раскаяния перед цветными согражданами происходят при полном игнорировании темы белых рабов в Америке, которая до сих остается нераскрытой, причем не только в играх, но и в культуре вообще, а ведь бесправие, как подсказывает мое чувство справедливости, одинаково тяжело переживается человеком вне зависимости от цвета кожи и места рождения. Интересно, замолвят ли о бедных сервентах когда-нибудь слово?
Если же отвлечься от сюжетной линии, связанной с деятельностью маронских активистов, то Крик свободы предстает уменьшенным клончиком основной игры с небольшими отступлениями. Еще категоричнее, чем это было в случае с Эдвардом, ассасинская тематика оказывается вытесненной на задний план. Убитый в начале дополнения тамплиер (естественно, белый), скрытые клинки, капюшон, орлиное зрение и непременный прыжок веры в стожок с сеном - вот и все, что остается здесь от Assassin's Creed. Геймплей особых изменений не претерпевает. Как и четвертый Ассасин, приключения Адевале состоят из ряда миссий-воспоминаний с парочкой сайд-квестов, выполнение которых обязательно для достижения 100% синхронизации. У главного героя есть свой бриг, на котором можно бороздить морские просторы, участвовать в морских баталиях и который можно улучшать за деньги и с использованием материалов. Драйвовый паркур по-прежнему практически отсутствует, кусты решают вопрос со стелсом, который иногда необходим, местами полезен, но, по большей части, лишь опционален. Из оружия, помимо двойных скрытых клинков и духовой трубки, дают мачете в качестве аналога меча и мушкетон в качестве огнестрела. Последний позволяет с небольшого расстояния убивать разом до пяти, а то и больше, кучно стоящих врагов. Еще есть петарды для отвлечения внимания стражников (невольно вспомнился Revelations с его разнообразием бомб). Крафта нет - сумки выдаются, как уже писалось выше, за освобожденные рабов, - но есть охота и мегарыбалка. Видать, они включены в дополнение чисто ради фана, потому как выручка от продажи охотничьих трофеев невелика. Есть и ныряние за сундуками на дно морское с непременными акулами, муренами и медузами. Collectibles представлены сундуками с деньгами и ценными вещами. В городе и на плантациях сундуки обнаруживаются посредством посещения точек обзора. Сундуки, оставленные на берегах безлюдных островов и брошенных фортов, придется искать ножками: на карте они появятся, только если Адевале буквально наступит на них. Тоже и с ценными предметами: оружием, снаряжением, украшением для корабля. Ищущий да обрящет. Например, обшаривание доступной для исследования акватории Карибов - единственный способ заполучить лучшее в дополнении мачете. А еще можно, как в AC: Brotherhood, зайти в местный бордель, подняться на второй этаж, заглянуть в комнатки. Можно даже воспользоваться кроватью в одной из них, вот только ничего интересного у меня из этого не вышло, кроме бесполезной промотки времени на полсуток вперед. :( Эдварду хоть позволяли надираться в тавернах и просыпаться в стогу сена, для Эцио нарисовали пикантные катсцены. Адевале же только подразнили и отправили дальше воевать за свободу и справедливость.
Лично я искренне ждала от Крика свободы даже не столько нескольких лишних часов геймплея в карибском сеттинге, сколько обещанных встреч с "одним старым персонажем" и с неким уже "известным объектом". К сожалению, таких встреч лично для меня не произошло. То ли я невнимательно играла в третьего Ассасина и упустила что-то важное, то ли сказалось мое незнакомство с Assassin's Creed: Liberation (я только-только начала с ним знакомиться), но я так и не поняла, о ком и о чем шла речь. И если на роль "известного объекта" подходит лишь та самая коробочка из тамплиерской посылки, которую мадам Жозеф так и не решилась открыть (других знаковых вещиц в дополнении нет), то с кандидатами на звание "старого персонажа" у меня совсем туго. Рискну предположить, что сам Адевале, возможно, приложил руку к вербовке Ахиллеса Давенпорта (наставник Коннора присоединился к ассасинам как раз в середине 1730-х гг.), а его внук
В целом, дополнение Крик свободы вызывает смешанные чувства. С одной стороны, да, вполне себе полноценная история, проникнутая типично ассасинскими идеями свободы и справедливости, с другой - история, совершенно не цепляющая за душу и с нулевой реиграбельностью, персонажи, которым не сопереживаешь и которые воспринимаются лишь как фон для геймплея, тоже, кстати, не особо какого забористого. И тут уже рождается сомнение: насколько вообще оправдывает себя ставка разработчиков на "черную" тематику? По словам креативного директора Ubisoft Уэсли Пинкомба, Крик свободы содержит несколько намеков на то, в каком направлении будут развиваться события следующей Assassin's Creed. Пресвятые угодники, неужели серия деевропеизируется во всех смыслах окончательно?
Авелина
Обуреваемая мрачными мыслями и будучи уверенной, что от маленького дополнения вообще нечего ждать чего-то позитивного, коли большое не впечатлило, я все-таки установила себе Авелину (любопытство, оно часто вносит свои коррективы в наши поступки). Установила, прошла и... почти сразу же, не отходя от кассы, как говорится, прошла еще раз. Коротенькая и простенькая, в три воспоминания, история оказалась настолько драйвовой, что ее было мало и хотелось еще. В основе лежит все та же идея хороших и правильных черных и нехороших белых, но идея эта настолько ненавязчиво вплетена в сюжет, что она как бы и не заметна даже. Хорошие - это ассасины, пусть и мулаты, плохие - тамплиеры, пусть и белые. Ассасинская тематика и ассасинский геймплей рулят, не давая повода отвлекаться на размышления о прочих вещах. История Авелины не только коротка, но и динамична. Она проходится на одном дыхании. Отсутствие сайдквестов по обеспечению 100% синхронизации и возможности для фриплея в перерывах между миссиями придают ей целостность. Процентов семьдесят сценария, а то и больше, отдано сражениям и паркуру в духе гробниц легендарных ассасинов из AC II с одним лишь отступлением - временного лимита на прохождение нет, хоть год карабкайся из точки А в точку В.
Стелс возможен, но опционален. Все исключительно на усмотрение игрока: хотите, прошмыгните легкой тенью, ныкаясь по кустам и углам, хотите, устройте большой бадабум с лязгом клинков и пальбой - приемлем любой вариант, что, как мне кажется, открывает простор для перепрохождений с использованием разных тактик. Из оружия доступны скрытые клинки, духовая трубка с дротиками, мачете, пара однозарядных пистолетов и дымовые шашки. Никакого крафта и развития персонажа, никакой охоты/рыбалки, никаких сундуков/перьев/фрагментов анимуса. Только задание, только вперед, только бег навстречу цели. И, как ни удивительно, это захватывает и наполняет положительными эмоциями. Наличие нехитрой сюжетной канвы наделяет активность героини необходимым смыслом, достаточным для объяснения причин, побуждающих ее перемещаться из одного угла карты в другой: надо найти, надо проникнуть, надо догнать и забрать отнятое. Все просто и понятно, без философических вывертов и высокой пафосности. Обычная ассасинская работенка. Смерть эскулапа-тамплиера венчает собой историю и делает ее вполне логичной и завершенной. А минус у этой истории, на мой взгляд, только один - короткая она. Вот и рецензия на нее тоже получилась короткой. Но именно ее я рекомендую к прохождению в первую очередь. Адевале же вполне может и подождать.
Благодарность. Огромное спасибо zinnk за то, что согласился обменять Серебряный бандл от AMD на Season Pass к Assassin's Creed IV и тем самым дал мне возможность приобщиться к приключениям Адевале.
Рецензия подготовлена специально для gamer.ru.