Анонс ArmA 3 в мае этого года стал приятной неожиданностью. Не то чтобы его не ждали, нет. Второй части еще рано на покой (пусть и благодаря любительским модификациям), поэтому продолжение серии было чем-то таким далеким, что о нем даже и не мечтали. Но, несмотря на все прелести ArmA 2, у нее хватает проблем, которые модами не исправить, поэтому рано или поздно третья часть должна была появиться. Bohemia обещает, что случится это уже будущим летом.
Греческий курорт
Вот уже несколько лет главная политическая тема во всем мире — это ситуация на Ближнем Востоке. Неудивительно, что действие ArmA 3 тоже будет происходить на одном из островов Средиземноморья. Причем остров этот — не выдумка разработчиков, как всегда было до этого, а виртуальная копия самого настоящего греческого острова Лемнос. Площадь его почти полтысячи квадратных километров, что в два раза больше территории Чернорусии из прошлой части. Пока точно неизвестно, собираются ли разработчики до последней мелочи переносить в игру реальную местность, как это было с Сиэтлом в Take On Helicopters, но судя по имеющимся материалам, так и будет.
В пользу того, что новая ArmA будет тщательно копировать реальный Лемнос, говорит и небольшой скандал, случившийся пару месяцев назад. Власти острова выразили свое возмущение как раз тем фактом, что виртуальный Лемнос один в один как настоящий — вплоть до неких «секретных областей», о которых простым смертным знать не положено (видимо, имеются в виду электростанции и другие важные объекты инфраструктуры). Да и вообще, по заявлению мэра Лемноса Антониса Хатцидиамантиса (Antonis Hatzidiamantis), никакой войны, пусть даже и ненастоящей, им не надо. От самой BIS, подрывающей престиж острова «мира и созидания», пока никакой реакции не наблюдается.
Может, это вообще хитрый рекламный ход?
Так, с местом действия разобрались, а вот со сторонами, участвующими в новом международном конфликте, не все так ясно. То, что мы будем на стороне солдат НАТО, понятно, а вот их противник — военные неких «восточных стран». Что это за страны, не уточняется. Впрочем, на некоторых скриншотах у врагов можно разглядеть нашивки, подозрительно напоминающие иранский флаг. Почему бы и нет?
Похоже, в ArmA 3 Махмуд Ахмадинежад таки показал натовцам кузькину мать. Видимо, дела у них совсем плохи, если по сюжету главный герой, капитан американского спецназа, послан на Лемнос с целью ни много ни мало переломить ход войны удачной диверсией.
Пожалуй, вот и все, что известно о сюжете на данный момент. Судя по всему, на этот раз обойдемся без «bad russians» — на видео и картинках, показанных общественности, пока не было замечено ни одного солдата в российской форме. Есть какое-то подобие Ми-28, скрещенного с Ка-50, но «мишка» и на экспорт поставляется, так что тут пока не все ясно.
Прекрасное далеко
Этот самый вертолет (разработчики обозвали его Ми-48 «Кайман»), появившийся в первой пачке скриншотов, опубликованных одновременно с анонсом, стал причиной эпичных споров среди фанатов серии. Кто-то считал, что BIS «оказуалилась», создавая вымышленную технику. Другие говорили, что ничего страшного в «вундервафлях» нет — действие игры разворачивается в ближайшем будущем: мало ли что еще придумают и поставят на вооружение через десяток лет? Третьи тихо посмеивались и ехидно замечали, что разработчики просто-напросто решили сэкономить на лицензии.
Вряд ли, конечно, правы последние, пусть даже Bohemia уже делала такой финт ушами (в Take On Helicopters вертолеты очень похожи на реальные модели, но называются по-другому и все же немного отличаются от своих прототипов). Кроме придуманного Ми-28 в ArmA 3 хватает и настоящей военной техники, среди которой Ка-60, четвертая «Меркава», Comanche RAH-66, так и не пошедший в серию, и целый арсенал тоже реальных пушек. Претензии к скупости разработчиков придется признать несостоятельными.
Но все равно не дает покоя «Кайман». Как-то не вяжется с концепцией самого реалистичного военного симулятора выдуманное оружие — ну не по-«флешпоинтовски» это. «Оказуалились»-таки? Можно считать, что так. Это плохо? Вовсе нет.
И вот почему — ни для кого не секрет, что и первая, и вторая ArmA стали тем, что мы любим, благодаря модам. Сами по себе творения Bohemia, конечно, хороши, но как площадка для создания модификаций они еще лучше. Разработчики обещают, что в третьей части модмейкеры получат те же возможности по изменению игры, как и раньше. А это значит, будет вам и фантастическое оружие, и «калаши», и вообще все, что захотите, — только модов дождитесь. Дождемся — все равно «голая» ArmA годится разве что для прохождения кампании да развлечений в редакторе; воевать по сети без A.C.E. совсем скучно. A.C.E., если что, — это глобальный мод, который делает из «Армы» донельзя «хардкорный» симулятор (хотя, казалось бы, куда уж «хардкорнее»?).
А немного фантастический сюжет и оружие — не более чем способ привлечь аудиторию. Ведь, как показывают недавние события, пресловутый Modern Warfare (я имею в виду термин, а не название одного боевика) интереснее куда большему числу покупателей, чем перестрелки из древних АК и М16. Впрочем, есть и такие ценители, которым родной «Калашников» милее всех нанокостюмов, вместе взятых, — я, например.
Хорошо забытое старое
Вот визуальная составляющая ArmA 3 выглядит совсем не фантастически. Красиво, но видели и красивее, да и технологичнее. Некоторые элементы анимации (бег, перезарядка), кажется, не менялись со времен Operation Flashpoint. Многие скажут, что это не главное, тем более что просторы тут такие, что никаким Battlefield и не снились, — вот и приходится немного жертвовать качеством во имя количества. Трудно не согласиться, но так же трудно спорить с тем, что топтаться на месте, эксплуатируя старые наработки, — плохая идея.
Впрочем, не будем придираться. BIS наконец-то сделала то, о чем многие так долго мечтали, — прикрутила к Real Virtuality поддержку PhysX. Судя по тому, сколько времени в демонстрационных роликах уделяется высокохудожественному «рэгдоллу» и расталкиванию ящиков машинками, разработчики сильно гордятся тем, что в ArmA появится то, что давно уже считается стандартом для боевиков.
Поддержкой физики список нововведений не ограничивается. Тут и возможность модифицировать оружие (сменить прицел, накрутить глушитель — ну совсем как в Crysis), нашлемные камеры, переодевание, подводное плавание с аквалангом… Перечислять можно долго, но вот загвоздка — все или почти все из этого уже реализовано в модификациях ко второй части Armed Assault. Разработчики и раньше немного занимались плагиатом того же A.C.E., но теперь, видимо, решили вооружиться идеями из модов по полной.
Все это неплохо, даже наоборот — отлично, когда разработчики используют идеи фанатов, — но не хватает чего-то по-настоящему нового. В том или ином виде многое из анонсированного уже встречалось. Ну разве что руки на руле теперь двигаются вместе с баранкой, если поворачиваешь, — такого точно раньше не было. Впрочем, игра еще не вышла; мало ли какие тузы в рукаве у создателей?
Ждете ли вы ArmA 3 так, как жду ее я? Как давнему поклоннику серий OFP и Arma, очень хочется поскорее пощупать третью часть, хотя, признаюсь, не по душе мне все эти заигрывания с выдуманной техникой и переносом времени действия в недалекое будущее. Но в том случае, если BIS сможет победить всегдашний бич своих творений — «багги», ошибки и нестабильную работу мультиплеера (ох уж эта рассинхронизация, от которой до сих пор никак не избавятся в ArmA 2) до релиза, а не после кучи патчей и дополнений, то какая разница, фантастический сюжет или нет, ненастоящее оружие или реально существующее? Слово будет за создателями модов, а уж они-то смогут соорудить из ArmA 3 все что угодно.